В Чульманском доме-интернате старики окружены заботой и любовью

В Чульманском доме-интернате старики окружены заботой и любовью

В старейшем поселке Нерюнгринского района расположен Чульманский дом-интернат для престарелых и инвалидов. В условиях учреждения пожилые люди находятся в социуме, общаясь друг с другом, интересно проводят свободное время, получают необходимый медицинский уход.


Чульманский дом-интернат был открыт 13 апреля 1993 года на основании распоряжения Президента Республики Саха (Якутия). Дома престарелых, как правило, становятся последним пристанищем для совершенно одиноких людей, но нередко тут оказываются и те, от которых отказались собственные дети. Это государственное бюджетное учреждение, в задачи которого входит социальное обслуживание лиц пожилого возраста, нуждающихся в постоянном постороннем уходе и наблюдении в стационарных учреждениях. Сегодня в заведении проживают 29 постояльцев из Нерюнгринского района и со всей республики.

О буднях постояльцев, проблемах и планах учреждения рассказывает директор Оксана Гнилевская.

— Оксана Валерьевна, расскажите немного о себе?
— Я возглавляю коллектив Чульманского дома-интерната полтора года. Начинала свою трудовую карьеру в 2000 году воспитателем ясельной группы детского сада «Снежинка». После этого 10 лет отработала воспитателем в Республиканском детском доме-интернате в поселке Серебряный Бор, три года — в Томмотском психоневрологическом доме-интернате. Есть опыт работы и на муниципальных должностях. Пять с половиной лет была директором школы № 10 села Большой Хатыми. В сентябре 2017 года я назначена директором Чульманского дома-интерната для престарелых и инвалидов. Вернулась к своему призванию – социальной работе, которую очень люблю. Каждый день езжу в Чульман из Хатыми. Спешу к своим бабушкам и дедушкам, ведь они — моя вторая семья.

— Расскажите о Чульманском доме-интернате. Сколько лет он уже существует?
— Идея открытия дома-интерната для престарелых принадлежала заместителю главы п.Чульмана Елене Тороповой, которая занимала эту должность в тот год. Интернат представляет собой одноэтажное здание, общей площадью 1258 квадратных метров, рассчитан на 30 койко-мест. Здание состоит из двух корпусов – административно-бытового и спального. В одном корпусе располагается административная часть, столовая, цех для приготовления пищи, медкабинеты, склады, в другом находятся сами комнаты жильцов, комната отдыха и тренажерный зал. Оба корпуса соединяет между собой теплый переход с картинной галереей. В прошлом году в интернате появилась молебная комната, освятил ее архиепископ Якутский и Ленский Роман. Постояльцы живут в одноместных, двухместных или трёхместных комнатах. Спальный корпус разделен на мужскую и женскую половины. В комнаты стараемся расселять бабушек и дедушек по психологической совместимости, по их интересам, привычкам. Питание – шестиразовое, с учетом медицинских показателей и заболеваний. Есть своя библиотека, компьютер с доступом в интернет, массажное кресло. Телевизоры у нас — в каждой комнате, холлах, столовой и в комнате отдыха. Наша гордость – большая дворовая территория, где любят гулять бабушки и дедушки. Летом они выращивают цветы, есть у нас и собственная теплица. С согласия руководства постояльцам разрешается покидать стены учреждения на некоторое время.

— Кто является вашими постояльцами, и как можно попасть в дом-интернат для престарелых?
— У нас живут разные люди, разных возрастов. Самому младшему постояльцу – 38 лет, самому старшему – 90 лет. В действительности, обстоятельства, по которым люди попадают к нам у всех разные. Бывает так, что мать пережила своих близких, и детей, в том числе. Это страшная трагедия, и такие люди у нас есть. Много тех, кто жил для себя, не завел семью, не занимался своими детьми. Более трети наших постояльцев — это одинокие люди, но есть и такие у кого есть семья, дети, но связь с родственниками давно потеряна, либо они просто стали им не нужны.
Согласно правилам приема попасть в учреждение могут инвалиды 1 и 2 группы, пенсионеры до 65 лет. К нам направляются пенсионеры из Нерюнгринского района и со всей республики, так как существует две очереди – районная и республиканская. Чтобы оформить человека в государственный дом престарелых, необходимо подать заявление в отдел соцзащиты по месту жительства пожилого гражданина или инвалида, пройти медосмотр. Подготовленная документация передается в социальную службу для проверки. Затем назначается специальная комиссия, которая изучает, в каких условиях проживает человек, есть ли у него близкие родственники, как складываются с ними отношения, есть ли в семье лица, страдающие психическими расстройствами, имеющие наркотическую или алкогольную зависимость. Далее документы направляются в специальную комиссию Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия). В случае положительного решения человек получает путевку и поступает к нам. В приоритете — одинокие люди.

— Попадая в дом престарелых, человек полностью переходит на государственное обеспечение?
— Проживание в доме-интернате для его обитателей хоть и социальная, но не бесплатная услуга. При поступлении в дом престарелых пенсионер заключает договор, согласно которому обязуется ежемесячно отчислять интернату определенный процент от пенсии. Выплата зависит от социального статуса пенсионера: например, одинокий пожилой человек будет отдавать госучреждению 75% от пенсии – это внебюджетные средства, которые перечисляются Пенсионным фондом на расчетный счет учреждения, а на руки получать всего 25%. Если пенсионер ответственен за одного недееспособного иждивенца, выплаты распределятся 50%/50%, если иждивенцев двое — 42%/58%. Внебюджетные средства расходуются только на нужды получателей социальных услуг, на улучшение жизни пенсионеров: на питание, оборудование комнат, гигиенический и медицинский уход. Однако это лишь половина суммы, необходимой на содержание постояльцев. Еще 50% на работу социального учреждения выделяет республика.
Штатная численность коллектива – 26 человек. Есть два внешних совместителя. Персонал учреждения обеспечивает полноценный уход за пожилыми постояльцами. Все наши сотрудники – это действительно люди, которые работают по призванию. Ведь не каждый сможет ухаживать за пожилым человеком и с пониманием относиться ко всем возрастным особенностям. Мы заменяем им семью. Каждый в нашем коллективе – это человек с большим сердцем.

— Кто вам помогает?
— В апреле 2018 года у нас был создан попечительский Совет, главная задача которого – привлечение внебюджетных средств для оказания помощи дому-интернату. Председателем попечительского Совета единогласно избран глава поселка Чульман Сталик Дерягин, заместителем – начальник Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Нерюнгринском районе Наталья Салова. Также в Совет вошли главный специалист отдела промышленности транспорта и связи Нерюнгринской районной администрации Анна Андреевская, председатель молодежного парламента поселка Иван Григорьев, индивидуальный предприниматель Эльнур Мусаев и журналист телеканала «Якутия 24» Саяна Цыбикова. Навещают наших постояльцев местная общественная организация «Добровольцы», учащиеся школ, студенты, активисты молодежного движения «Якутия православная». С творческими программами и концертами посещают нас дети из Дома детского творчества поселка Чульман, артисты из Дома Культуры «Якутия» поселка Серебряный Бор, хор «Сердолик». Буквально на днях к нам приезжал клуб любителей ездовых собак «Белый ветер – снежные псы», наши постояльцы получили массу положительных эмоций от общения с хаски и лайками. Три раза в месяц к нам приезжает иерей Сергий Паршин, который подолгу беседует с постояльцами, служит молебны. Но самыми главными нашими друзьями являются сотрудники Пенсионного фонда. В прошлом году они покрасили нам дворовую территорию, все заборы. Безмерно благодарны мы коллективу пожарной части поселка и лично его руководителю Рустаму Тураевичу Раджабову. Они по первому звонку всегда готовы оказать любую необходимую помощь – транспортировать маломобильных постояльцев до больницы, помочь починить мебель. В прошлом году привезли нам 51 саженец березы. У нас много друзей и помощников, и они очень ценны для нашего учреждения.

— В какой помощи вы нуждаетесь?
— Почти все наши постояльцы — местные: из Нерюнгри или поселков. Город у нас маленький, мы практически все друг друга знаем. Люди, которые попадают в дом-интернат, это чьи-то бывшие соседи, знакомые, друзья. Но почему-то человек, попадая сюда, лишается этого окружения, постояльцам не хватает индивидуального внимания.
В этом вся трагедия ситуации — люди, остаются совершенно одни, без поддержки. Мы часто устраиваем Дни открытых дверей. Если у вас есть знакомые в доме-интернате, найдите время, чтобы приехать, поговорить, просто подержать за руку, пройтись по улице… Призываем всех нерюнгринцев — приходите к нам в гости. Мы готовы и открыты к диалогу в любых направлениях. Они очень рады гостям, всегда хранят подарки, выполненные руками детей, с нетерпением ждут концертов и праздников. Посетить наших постояльцев можно с понедельника по пятницу, с 9 до 17 часов.

— С какими проблемами вы сталкиваетесь, и какие планы строите на будущее?
— К сожалению, актуальной проблемой является очередь в наше учреждение. Мы бы хотели увеличить количество койко-мест для нуждающихся в этом граждан. Еще одной нашей проблемой является отсутствие современного транспортного средства для перевозки наших постояльцев. На балансе дома-интерната есть старый автомобиль УАЗ, который, к сожалению, не приспособлен перевозить инвалидов. Мы часто испытываем трудности при транспортировке постояльцев в медучреждения, не говоря уже о массовом выезде в театр или на концерт. В наших планах – открыть на базе интерната 5-дневный платный полустационар, где временно могли бы находиться дееспособные или полудееспособные пенсионеры, инвалиды. Проблема ухода за пожилыми людьми для многих семей является очень актуальной. Трудно совместить работу и необходимость ухода за лежачими пожилыми людьми, обеспечить круглосуточный контроль за людьми, страдающими, к примеру, деменцией, болезнью Альцгеймера и другими болезнями. Стесненные условия проживания создают неудобства. Кроме того, уход за пожилыми людьми часто требует обладания специальными навыками, знаниями, терпением и является физически трудным. Однако многие семьи не хотят полностью отказываться от своих родственников. Поэтому создание платного стационара очень актуально и востребовано в нашем обществе. Для его открытия нам необходимо защитить тарифы и внести изменения в устав учреждения. Летом планируем ремонт системы отопления, в спальном корпусе предстоит косметический ремонт. И здесь мы будем рады любой помощи от населения.

Из кабинета директора мы отправились в столовую. Современная мебель, стеклянные столы, уютный интерьер – все как в хорошем кафе. Повар Мария Сафонова вместе с кухонной рабочей Ниной Ананьевой в этот день готовили обед – суп с вермишелью, сложный гарнир и тефтели. В доме-интернате Мария Андреевна работает уже 25 лет, и поэтому может рассказать все о меню постояльцев. К преклонным годам люди страдают многими заболеваниями, поэтому питание в домах престарелых требует особого подхода. В то же время нельзя забывать, что для стариков еда одна из немногих радостей, которая осталась доступной в их возрасте. Как рассказала нам Мария Андреевна, при составлении рациона учитывается полезность продуктов, размер порции, соблюдение режима и возрастные потребности. Рацион составляют знакомые домашние блюда: супы, каши, запеканки, рыба, паровые котлеты, молочные продукты, овощные салаты и фрукты. На праздники постояльцев радуют сладостями, очень любят бабушки и дедушки мороженое. Кстати, пьют постояльцы только чистую дистиллированную воду, ведь не секрет, что в Чульмане большая проблема с питьевой водой. Директор дома-интерната показала нам целый склад с водой и продуктами.

Медперсонал выполняет свои функции профессионально, уделяет все свое внимание постояльцам.

«Каждый постоялец находится под надзором медиков. Мы осуществляем контроль за общим самочувствием пациента – артериальным давлением, температурой тела, уровнем сахара крови, контролируем прием всех необходимых лекарств по назначению врачей. Следим за чистотой тела постояльца, производим осмотр всех лежачих больных, оказываем необходимую медицинскую помощь. Один раз в квартал проводим профилактический медицинский осмотр всех лиц и один раз в год – углубленный медицинский осмотр. По заключению медико-реабилитационной экспертной комиссии инвалидам изготавливаются протезно-ортопедические изделия, выдаются индивидуальные коляски, другие технические средства социальной реабилитации. Для лежачих больных установлены кровати с подъемными механизмами и противопролежневыми матрасами», — рассказала нам медсестра Екатерина Распектюк.

В сопровождении директора мы посетили изолятор, куда буквально на днях поступил новый постоялец из Усть — Майи — 65-летний Владимир Юрьевич Ивченко. Как объяснила нам Оксана Гнилевская, постоялец находится в изоляторе временно, пока не придут результаты всех необходимых анализов, палата для него уже готова. Владимир Юрьевич работал вальщиком леса, после армии жил в Беркаките, потом в Усть-Майе. Когда-то у него была семья, но с женой Владимир давно в разводе, от брака есть две дочери. По последней информации, имеющейся у Владимира, одна живет в Днепропетровске, вторая – в Новосибирске. Дочь Елену Ивченко, с которой Владимир Юрьевич поддерживал отношения, отец очень хочет найти. Обращался даже в передачу «Жди меня», но пока безрезультатно.

Назвать комнаты спального корпуса постояльцев палатами, было бы неправильно. Обстановка в доме-интернате действительно максимально приближена к домашней – в каждой комнате на стенах ковры, у кого-то фотографии родных или себя в молодости. В свободное время бабушки шьют, вяжут, у многих на кроватях подушки, вышитые своими руками. На комодах стоят сувениры от внуков, или детей из ДШИ, которые частенько навещают одиноких стариков.
В холле мы познакомились с постояльцами. Несколько бабушек и дедушек смотрели телевизор, расположившись на удобном кожаном диване и соломенных креслах. Гостям постояльцы обрадовались, и с радостью рассказали о себе. Первым с нами заговорил Валерий Александрович Баталин. Когда-то пенсионер жил в селе Большой Хатыми, работал в геологии, из родных осталась лишь одна сестра, которая живет в Мордовии. Вадим Александрович Березников, 1 февраля этого года ему исполнилось 70 лет, из родни — одна племянница, которая живет в Саратове, но у нее своя семья и своя жизнь. Мужчина почти не видит, поэтому нуждается в специальном уходе. «В доме-интернате я живу шестой год. Мне очень нравится здесь, живем как на курорте, можно сказать. Уход очень хороший», — поделился пенсионер. Павлу Григорьевичу Короленко – 61 год. До того, как попасть в Чульманский дом престарелых, находился в аналогичном соцучреждении в Якутске, но попросил перевести его сюда, ведь с Нерюнгри связана большая часть его жизни. 18 лет мужчина проработал в АТА ХК «Якутуголь». Судьба у Павла Григорьевича – тяжелая, в результате заболевания в 2014 году ему ампутировали одну ногу, в 2017 году – он потерял вторую. В 2018 году он попал в дом престарелых.

За вязанием в своей комнате мы застали Галину Ивановну Поцелуенко. «От деда у меня осталась одна фамилия», — с грустью говорит пенсионерка. Галина Ивановна общается с одной только внучкой, которая сейчас учится в Красноярске. Именно для нее Галина Ивановна вязала теплый кардиган. Позитивные эмоции остались у нас от общения с Александром Павловичем Пастуховым. Несмотря на преклонный возраст, Александр Павлович всегда на позитиве, шутит, смеется. Мужчина почти не видит, красоту женщины он чувствует душой, постоянно говорит комплименты медсестрам и женщинам, проживающим в соседних палатах. «Женщины – цветы природы», — пояснил с улыбкой пенсионер. С военной выправкой встретил нас Геннадий Фёдорович Степанов. Многие годы он отдал службе в правоохранительных органах, был участковым в Иркутске. Геннадий Федорович тоже положительно оценил уход в доме престарелых, рассказал, что когда-то здесь даже держали коз, и он очень любил за ними ухаживать. В одной палате с ним живет Александр Иванович Кичук. Мужчина почти не встает с постели и не говорит. Общается с персоналом с помощью специальной кнопки вызова на браслете, а также специальной таблички с буквами.

До глубины души поразила нас история Марии Ивановны Коляды, которой 2 апреля исполнилось 90 лет. В Чульманском доме-интернате она самая старшая, но выглядит и чувствует женщина себя гораздо моложе. Мария Ивановна — вдова ветерана ВОВ. У женщины была собственная квартира в Нерюнгри, в которой она много лет после смерти супруга прожила одна. Но когда у Марии Ивановны случился инсульт, она оказалась парализована, пыталась звать на помощь, но никто из соседей не услышал крик одинокой пенсионерки. «До инсульта, я практически не видела. Когда это произошло, я лежала в кровати. Не могла пошевелить ни рукой, ни ногой, лишь кричала, но никто не приходил. Не помню, сколько времени я так пролежала, но от отчаяния я просто начала молиться. И вдруг, открыв глаза, почувствовала, что мое зрение ко мне вернулось. Еще через какое-то время я смогла пошевелиться. Потом и вовсе дотянуться до телефона и вызвать «скорую». К тому моменту, когда они приехали, я уже практически начала ходить. Сейчас полностью реабилитировалась. Но именно тогда я поняла, что жить одна я не смогу, ведь инсульт может повториться. Мое решение отправиться в дом престарелых – добровольное. Здесь я чувствую себя спокойно», — рассказала нам Мария Ивановна. Вместе с ней в одной палате живет Раиса Николаевна Горбачева. Когда-то Раиса Николаевна сама работала в этом доме-интернате санитаркой, ухаживала за престарелыми. А теперь в уходе нуждается она сама. Коллектив учреждения для нее — вторая семья, ведь многие здесь работают почти с самого основания.

Побывали в палате и у Екатерины Фёдоровны Воробьевой. В свои 86 лет женщина страдает рассеянным склерозом. На стене у кровати Екатерины Фёдоровны висит картина с надписью: «Любовь не делает ближнему зла». Какие точные слова, характеризующие это учреждение, подумала я. Почти у каждого из постояльцев дома-интерната своя непростая судьба, которая привела их на старости лет в дом престарелых. Но именно здесь, они нашли не только приют, уход и заботу, но и любовь персонала, которые заменяют каждому из своих подопечных собственную семью.

Автор: Елена Проскурина,
фото Юрия Коковина