Сардана Аксентьева, мэр Якутска

Цинизм чудо-мэра Якутска Авксентьевой. Бедных — на улицу, богатым — всё

На прошлой неделе заместитель мэра Якутска Евгений Григорьев сказал, что ситуация с незаконным строительством в городе становится всё хуже и, по его мнению, пришло время сменить тактику борьбы с самовольными застройщиками. Начать же нужно со сноса недозволенных объектов, и пусть эти застройщики с жителями потом в суд подают. Центральным пунктом спича вице-мэра стал квартал домов на улице Можайского.

По словам руководителя ГСПК «Маяк-21 век» Сергея Васильева, предыстория квартала такова: застройка началась в 2005 году, переговоры же по узакониванию проводились при мэре Якутска Юрии Заболеве. При нем, говорят застройщики, пышным цветом расцвела такая практика: предприниматель сначала строил, а уже после придавал объекту законность. Сегодня известно, что пять корпусов из семи были узаконены именно в период мэрства Юрия Заболева.

Сардана Авксентьева, его заместитель на тот момент, наверняка была в курсе происходящего. За эту «услугу» Сергей Васильев передал городу в собственность помещение с тремя гаражами, где расположилась и по сей день находится «управа» Гагаринского округа.

В 2015 году Васильев возвел еще два корпуса самовольных строений. Только жильцы не стали в них полноценными собственниками квартир. Вместе с застройщиком они все четыре года пытались оформить документы на собственность по закону. Отметим, что в этих домах люди приобретали квартиры в силу своих финансовых возможностей — жилье здесь стоило предельно низко.

Как рассказывают жильцы, осенью 2018 года, после кризиса с подачей тепла, Сардана Авксентьева на встрече с ними поручила провести экспертизу корпусов — можно ли перевести их из статуса нежилых в жилые. В случае получения положительного заключения следовало подать документы в Департамент жилищных отношений.

Жильцы собрали деньги, и 23 ноября 2018 года Государственное унитарное предприятие «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации» выдало заключение, в котором говорилось о возможности перевода помещений в жилые. Дома, с учетом устранения небольших нарушений, соответствовали требованиям действующих нормативных документов. Заключение экспертов и остальные документы были переданы ДЖО г.орода Якутска.

Но экспертиза, проведенная государственным предприятием, чиновников почему-то не устроила. Мэрия обратилась к экспертам АНО «Центр досудебных и судебных экспертиз», чье заключение оказалось противоположным: объекты не соответствуют действующим нормативным документам в области строительства, пожарной безопасности, в том числе по СанПиН, ГОСТ, СНИП, СП, ТСН. Помещения признаны непригодными для проживания и, в соответствии с законодательством РФ, не могут быть отнесены к жилым объектам.

Причем, по утверждению эксперта «Вестей Якутии», чиновники не имели права оспаривать заключение выданное ГУП «Республиканский центр технического учета и технической инвентаризации». И жильцы имеет теперь вправе оспорить решение мэрских чиновников в привлечении экспертов из АНО через прокуратуру и суд.

Итогом этих решений как раз и стал спич Евгения Григорьева. Приводим дословно:

«За эту зиму мы будем готовиться к сносу этих объектов. Нам нужно уже работать не в формате того, что мы ждем решения суда и потом сносим. Давайте будем сначала сносить и потом ждать решения суда относительно нас. Потому что ситуация с каждым днем только ухудшается — самостроев становится всё больше и больше. Пора наводить порядок — показать, кто в доме хозяин».

Глава города Сардана Авксентьева дополнила слова «хозяина дома»:

«Правовой департамент, посмотрите вместе с Евгением Николаевичем ситуацию. Мы можем уступить свои права по сносу самовольных объектов некой организации, которая затем будет сама судиться с владельцами этих самовольных объектов, на предмет взыскания стоимости сноса, чтобы мы передали ей свои права по сносу самовольных объектов. Соответственно эта организация будет сама взыскивать за свои издержки, ну может быть с какими-то процентами. Если это возможно».

Получается, заммэра публично предложил нарушить Конституцию РФ (Ст. 40: Каждый имеет право на жилище. Никто не может произвольно лишен жилища. Ст. 35: Никто не может быть лишен имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения).

А Сардана Владимировна внесла существенную «поправку» в это нарушение конституционных норм — предложила переложить ответственность мэрии за снос незаконных строений на стороннюю организацию, которая бы взыскала стоимость сноса… с жильцов!

В Китае, например, семьям провинившихся и расстрелянных чиновников приходит счет за пулю. Наша инновация чуть полегче по степени жестокости, но аналогия прослеживается схожая: человек, виноватый в незаконности своей квартиры, будет обязан сам заплатить «сносчикам» за то, что остался без жилья.

«Хозяева жизни» подзабыли, что и в неузаконенных домах живут сотни и сотни их «работодателей», ведь проблема касается не только улицы Можайского, но и Красильникова, Петра Алексеева, Короленко, других улиц и кварталов. Люди пока еще на что-то надеются и ждут, боясь, что их вот-вот просто выкинут вон среди зимы.

«Это рецидивы, — сообщил Евгений Григорьев на очередной планерке. — Одни и те же люди строят объекты полностью на самозахваченных земельных участках без каких-либо документов. Необходимо смотреть, по какой схеме люди получают технологическое присоединение. По самостроям мы ставим себе большой план работы, чтобы навести порядок».

Порядок – это хорошо, но выяснилось, что отношение мэрии к нарушителям строительства совсем не однозначно, и высокая бескомпромиссность касается не всех «рецидивистов».

«Вестям Якутии» стало известно, что 20 июня этого года мэр Якутска Сардана Авксентьева подписала мировое соглашение с компанией АО «Якутпромстрой»: администрация города отказалась от исковых требований (снести объект) к застройщику, который возвел девятиэтажный самострой в самом центре столицы республики — на улице Дзержинского, дом 27/2.

Мэрия за свой счет уже снесла стоящую там деревянную двухэтажку, в которой компании принадлежала одна квартира. Площадка для строительства, таким образом, расчистилась, и застройщик, очевидно, посчитал владение квартиркой в снесенной чэбэшке достаточным основанием для строительства на ее месте девятиэтажного дома — без намека на какие-то разрешительные документы.

Авксентьева знала достоверно, что компания-«рецидивист» проиграла все суды, пытаясь узаконить самострой, но в этом случае мэр закрыла глаза на свою принципиальную позицию насчет обязательного сноса. Как следует из мирового соглашения, участок под зданием в 1642 кв.м был оценен все той же АНО «Центр досудебных и судебных экспертиз» в 16,711 млн рублей.

Почему так мало? Ведь этот участок находится на «первой линии» — на одной из оживленных центральных улиц города, оснащенной всеми коммуникациями. К тому же квартиры в незаконно построенном там доме — элитные. Независимые эксперты, между тем, утверждают, что стоимость участка, доставшегося Якутпромстрою за столь скромную цену, должна быть оценена не менее, чем в 50 млн рублей.

Для сравнения: участок в 15 соток на не такой «ключевой» ул. Чернышевского был оценен этой экспертной организацией АНО «Центр досудебных и судебных экспертиз» в 74 миллиона! В свое время, в бытность директора ООО «Утум-Инвест» Василия Гоголева, эта земля была «отжата» у одинокого пенсионера. Возможно, завышенная оценка экспертизы связана с тем, что компания могла построить тут объект и с большой выгодой продать его какому-нибудь госоргану?

Однако… какая же тесная дружба связывает мэрию и экспертов АНО, выдающих, когда нужно, нужную экспертизу!

За удачу беспрепятственно получить права собственности на дом компания «Якутпромстрой» отвалила городу шесть небольших квартир (от 39,09 до 41,87 кв. м). Правда, в другом доме, который (внимание) так же оказался незаконным самостроем по улице Бестужева-Марлинского. Выходит, «Якутпромстрой» узаконил с помощью мэрии уже два дома! Тихо-мирно, без ажиотажа в прессе и пиара о доблестных буднях в борьбе со строительной мафией.

У компании, между прочим, и не два, а четыре (!) самовольно построенных объекта. Интересно, что она выделит городу в этот раз, чтобы узаконить незаконное?

Правда, судя по документам, заместители Сарданы Авксентьевой были не в курсе мирового соглашения, и до последнего времени всех уверяли, что с «Якутпромстроем» идут суды и дома-самострои будут снесены.

Так ещё до своей громкой «посадки» заместитель мэра Якутска Василий Гоголев утверждал, что разрешения на строительство дома по ул.Дзержинского 27/2 у «Якутпромстроя» нет.

И даже после того, как 20 июня 2019 года Авксентьева подписала мировое соглашение с «Якутпромстроем», новый заместитель главы Якутска Евгений Григорьев 7 августа сообщал, что, дескать, идет разбирательство по этому дому в арбитражном суде, и новое рассмотрение дела назначено на 28 августа.

Складывается впечатление, что не только замы мэра, но и представители юридического департамента окружной администрации были не курсе заключенной мэром сделки с «Якутпромстроем» до самого суда. И только 28 августа в суде, после представления «Якутпромстроем» подписанного в июне Сарданой Авсксентьевой соглашения, вынуждены были пойти на «мировую».

Что это за сделка, заключенная настолько скрытно, что о ней не знают ответственные за строительство заместители и юридический департамент? На этот вопрос, скорее всего, ответят правоохранительные органы, куда были направлены заявления о двуличном подходе мэрии к одной и той же проблеме, включая странности экспертиз АНО.

Между тем, в издании «Economist», наш мэр рассказывает жителям Британии о том, как она управляет в Якутске:

«Люди должны понимать и чувствовать, что их мнение что-то значит и что их требования могут быть выполнены. Никакие решения не должны приниматься за закрытыми дверями, ничто не должно решаться маленькой группой людей».

Все застройщики с домами без документов были бы, наверное, просто счастливы по примеру Якутпромстроя выделить городу с десяток квартир и положить конец конфликтам с городской администрацией. Но вот беда: к кому-то мэрия лицом, к кому-то – задом. Хозяйское предложение о сносе без суда и понуждении бездомных людей к оплате этого сноса выглядит, по меньшей мере, издевательски по отношению к ним.

Читайте также: