YKTIMES.RU – «Мусорные бунты» возвращаются в Россию. Спустя несколько месяцев после массовых протестов в подмосковном Волоколамске на улицы вышли жители Архангельска, Северодвинска и ещё нескольких населенных пунктов Поморья. В общей сложности более двух десятков тысяч человек (по неофициальным данным) выразили недоверие местной власти, сообщает “Свободная Пресса“. Их поддержали питерские и новосибирские активисты. К слову, официальное число протестующих в региональном Управлении МВД РФ назвать отказались. Видимо, чтобы не смущать власть.
Основное требование протестующих — не использовать территорию региона для переработки отходов, остановить строительство полигона у железнодорожной станции Шиесе.
Известно, что в октябре комиссия по инвестиционной политике и развитию конкуренции под председательством губернатора Архангельской области Игоря Орлова утвердила проект создания в Ленском районе экотехнопарка «Шиес». Данный проект предусматривает строительство полигона по размещению отходов. Он назван главой региона «приоритетным». И это без предварительного обсуждения с экспертами, населением?! Правда, пресс-служба областной администрации, едва среди жителей послышались возмущенные голоса, поторопилась успокоить людей, уточнив, что строительство данного парка начнется «только после проведения специальной экологической экспертизы».
Тогда откуда многочисленные разговоры в регионе о планах разместить на юге области мусорную свалку? И ещё о том, что из Москвы туда вот-вот отправят 56 вагонов с мусором? А Ленский район, замечу, не «медвежий угол», как уверяет власть. Вокруг него немало населенных пунктов. Да и города с многотысячным населением, по здешним меркам, рядом: до Сыктывкара, например, менее 300 км; до Котласа — нет и двухсот.
Интересно, что, убеждая земляков в необходимости мусорного строительства полигона, губернатор Орлов «играл» на самом «больном» — социалке, говоря о том, что это строительство «подразумевает существенные инвестиции в регион, создание достойно оплачиваемых рабочих мест».
Протесты северян возникли не вдруг. Ситуация накалялась не одну неделю. Ещё в начале осени местные экологи узнали о масштабной вырубке деревьев в местах планируемого «экотехнопарка». Причем узнали, не от тех, кто дал на неё разрешение, а от местных жителей, тем проболтались наемники-лесорубы. Исподволь велись и некоторые другие подготовительные работы. О чем говорил в конце ноября на заседании президентского Совета по правам человека (СПЧ) зампред этой организации Евгений Бобров.
На данном заседании, к слову, не присутствовали представители московских властей. А ведь к ним как раз больше всего вопросов. В том числе, едва ли не ключевой, — по составу мусора. Случайность? В СПЧ говорят, «на следующее совещание обязательно пригласим». Оно планируется во второй половине декабря. Как все-таки неповоротлива отечественная бюрократическая машина! Что перспективные вопросы, что насущные проблемы решает всегда неторопливо, если не сказать вяло. Надеясь тем самым «сбить волну»? Мол, успокоится народ и все пойдет, как надо. Но народ уже не тот.
Воскресные протесты в Архангельской области были столь массовыми, а их участники столь решительны в своих требованиях к власти и обращению лично к президенту РФ Владимиру Путину, что их услышали в Кремле. Уже в понедельник губернатора региона И. А. Орлова срочно вызвали в Первопрестольную. Стало известно, что незадолго до начала митингов он получил из Москвы негласное распоряжение «не выпустить за пределы региона информацию о протестах». Как видим, Игорю Анатольевичу это не удалось. Некоторые эксперты считают, что именно данный факт может привести к его отставке.
Но в одном ли только И. А. Орлове дело? А Роман Бузинов, руководитель управления Росприроднадзора по Архангельской области, разве не приложил руку к сомнительному проекту, уверяя общественность в том, «все источники опасных излучений, включая медицинские рентгенкабинеты, ведомством учтены, и никаких изменений в карте не предвидится»? Убедительных доводов своему утверждению он при этом не представил. А глава Северодвинска Игорь Скубенко, без устали поддакивающий коллегам-чиновникам — «Городу жизненно необходим современный экотехнопарк!»…
Любопытную информацию сообщила «СП» Екатерина Цветкова. Сама она живет в Северодвинске. В Архангельск поехала, чтобы принять участие в воскресном митинге. Отвечая на вопросы корреспондента «СП», Екатерина заметила, что в первом «антимусорном митинге» участвовало порядка трехсот человек. Сейчас, спустя всего полтора месяца, уже шесть-семь тысяч. Рассказала Екатерина и о некоем местном предпринимателе, призывавшем не выступать против губернатора: «Думаете, если Орлов уйдет, будет лучше?». Его, как пишет моя собеседница, освистали. Хотя по сути-то, он прав. К сожалению.
«СП»: — Как считаете, Екатерина, что нужно предпринять, чтобы решить проблему с утилизации отходов?
— Я считаю, что мощными протестными акциями мы сможем добиться соблюдения наших конституционных прав. Нужно также объяснять людям необходимость раздельного сбора и переработки мусора. Во всех цивилизованных странах это давно само собой разумеющееся. Только не в России…
О раздельном сборе мусор уже лет двадцать говорят власти Петербурга. Первым к этому стал призывать губернатор Владимир Яковлев. За призывами забылось главное — само дело. Надо же всё грамотно организовать. Что толку, поставить на площадке два бака с надписями, что и куда бросать (и их нет!), не объяснив и затем не проконтролировав. Как справедливо замечает на своей страничке в соцсетях жительница Северной столицы Анастасия Плюто, люди уже сами требуют организации раздельного сбора мусора и бытовых отходов. Как только проблема с ними разрешится, новые полигоны просто не потребуются, уверена она.
— Москва уже завалила отходами свою область, — считает девушка. — Все полигоны там вокруг переполнены. Теперь столичные власти решили похоронить весь мусор в лесах и болотах Архангельской области, в бассейне Северной Двины?
Прокомментировать ситуацию для «СП» согласился Юрий Вдовин, правозащитник, заместитель председателя общественной организации «Гражданский контроль», учредитель Петербургской общественной организации Экологический правозащитный центр «Беллона».
«СП»: — Юрий Иннокентьевич, долгие годы российские экологи вместе с общественностью бьются за грамотную, основанную на современных технологиях, утилизацию всевозможных отходов. Есть результаты?
— Есть, но пока, считаю, незначительные. Мы добились того, что на печально знаменитом на всю Европу полигоне «Красный Бор», что недалеко от Колпино, ближнего пригорода Петербурга, сейчас закрыты так называемые карты, иными словами ямы, в которые сливались отходы. Что предотвращает их переполнение и разлив по территории. В какой-то момент нам удалось привлечь к проблеме финских ученых. Они провели исследование, доказавшее, упрощено говоря, очень скорое, если не предпринимать никаких мер, отравление всей близлежащей к полигону территории, водоемов. В результате не так давно правительство приняло решение о выделении в течение нескольких лет порядка 50 млрд. рублей на рекультивацию «Красного Бора». Маленькая, но победа.
«СП»: — То есть, массовые протестные акции общественности не безнадежны?
— Наш опыт доказывает это. Есть одно только «но»: мы шли к сегодняшнему, скромному пока результату пятнадцать лет! В нынешней экологической ситуации в стране это недопустимо много.
«СП»: — И что же делать?
— Во-первых, есть давно опробованный передовыми странами мира рецепт рекультивации мусорных полигонов. Он, в частности, в системе газоотводов. А ещё в том, что местная власть там не ворует. А в России это происходит постоянно. Одного начальника снимают, ставят другого, тот немного освоится на новом месте, и туда же, руку в казну. По большому счету, мало кто из чиновников на местах действительно хочет работать. Видимость работы создают умело, да. Не более того. Я как-то подсчитал, что в нашей огромной стране 80% населения сами ничего не производят, а только потребляют. Расплодилась огромная чиновная армия, на содержание которой тратится едва ли не треть государственных средств. Хоть кто-то может ответить — зачем? Не исключаю, между прочим, что если ситуация меняться не будет, то нынешние бунты могут смести вместе с мусором и саму власть, их породившую.
Людмила Николаева.