Это странное слово «комплаенс»
Про данный закон слышали многие. Он настолько объемен и сложен в понимании, что пользоваться им учат на специальных курсах. А не любят его и призывают хотя бы изменить почти все пользователи.
Так как «победить» знаменитый, но страшно непопулярный закон о контрактной системе, более известный как «эф-зэ сорок четыре»?..
Как не построить детский сад
20 декабря прошлого года Управление муниципальными закупками Оленекского улуса разместило на сайте zakupki.gov.ru извещение о проведении электронного аукциона на строительство детского сада на 50 мест в селе Жилинда.
Дело благое и нужное. Тем более сейчас, когда четко обозначился государственный тренд на развитие Арктики.
Однако уже 22 января этого года Управление ФАС по республике было вынуждено рассмотреть жалобы сразу семи(!) строительных компаний, посчитавших условия аукциона несправедливыми.
В ходе рассмотрения дела выяснилось, что заявители правы – заказчик предъявил потенциальным исполнителям явно завышенные требования. В итоге принять участие в аукционе смог только один участник. Он же и был признан победителем.
На основании 44-ФЗ Управление антимонопольной службы было вынуждено выдать предписание оленекским властям об отмене результатов аукциона на строительство детского садика в Жилинде. Как несоответствующих принципам свободы конкуренции.
Что имеем в сухом остатке?.. Сроки подачи заявок на аукцион будут продлены. Как следствие, растянутся до самой весны все остальные процедуры.
И теперь уже неважно, кто станет победителем. Скорее всего, строители не успеют до закрытия зимника завезти в заполярную Жилинду необходимые материалы, оборудование и прочее. А значит, этим летом садик для детей в селе строиться не будет.
И все потому, что некий безвестный клерк в Оленекском управлении муниципальными закупками решил пренебречь правилами честной конкуренции и требованиями 44-ФЗ.
Чем дальше, тем тревожнее
Самым простым (и неверным) решением было бы заклеймить позором оленекских чиновников, и на этом успокоиться. Но на самом деле это довольно рядовой случай для нашей республики.
По данным Якутского УФАС ситуация с закупками в республике постоянно ухудшается. Если в 2017 году было выявлено 1338 нарушений, допущенных заказчиками, уполномоченными учреждениями и закупочными комиссиями, то в 2018 году – уже 1495 нарушений.
В том числе закупки, финансируемые из федерального бюджета – 200 нарушений (в 2017 г. – 167)
Финансируемые из республиканского бюджета – 258 нарушений (в 2017 г. – 216)
Финансируемые из муниципального бюджета – 1037 нарушений (в 2017 г. – 955)
В 2018 году по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях к ответственности привлечены 4 юридических лица, 188 должностных лиц, вынесены постановления о наложении административных штрафов на общую сумму 4 млн. 462 тыс. рублей.
Для сравнения: за 2017 год Якутским УФАС к административной ответственности привлечены 149 должностных и юридических лиц. Сумма наложенных штрафов составила 3 млн. 591 тыс. рублей. Рост почти на миллион.
Складывается ощущение, что республика сваливается в крутое пике по непослушанию Закону. При этом нужно учесть, что в абсолютном большинстве случаев нарушаются интересы субъектов именно малого и среднего бизнеса. Вот такая у нас «поддержка» предпринимательства…
Что делать?
В принципе не суть важно, чем руководствовался безвестный оленекский чиновник, выставляя свои незаконные требования. Мотивы могли быть самыми разными. Не обязательно корыстными.
Нас же больше интересует ущерб, наносимый неверным толкованием законов. Ведь закон о контрактной системе действует уже почти шесть лет. За это время были отменены результаты сотен аукционов, тендеров, конкурсов…
Предприятия и организации платят солидные штрафы. Кто-то несет многомиллионные убытки. Исполнители увольняются с волчьим билетом «за несоответствие…». Некоторые из них садятся за решетку.
А самое главное – очень часто страдает ни в чем не повинное население. Как это нынче приключилось с детьми и родителями села Жилинда.
Потому и нужна система, позволяющая минимизировать, а то и вовсе исключить подобные риски. Система с мудреным названием «антимонопольный комплаенс».
Что такое антимонопольный комплаенс
Нельзя сказать, что в Якутии никто и никогда про комплаенс не слышал. Эта система уже два года успешно работает в ЯТЭКе. Активно готовится к переходу на антимонопольный комплаенс АЛРОСА. Однако увы!, на этом пока все…
Между тем двухлетний опыт внедрения комплаенса компанией ЯТЭК дал просто поразительные результаты. За эти два года к якутским газовикам не возникло ни одной(!) претензии со стороны антимонопольных органов.
Конечно, ЯТЭК – особая компания. Про нее в последнее время пишут все, кому не лень. Чаще всего в негативном свете. Но факт остается фактом – несмотря на все переживаемые трудности, компании удалось оптимизировать свои бизнес-процессы и избежать ненужных убытков, вызываемых нарушением антимонопольного законодательства.
На официальном языке антимонопольный комплаенс понимают как совокупность правовых и организационных мер, направленных на соблюдение требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушения.
В жизни это означает, что правильное (не для галочки!) внедрение комплаенса позволит избежать неоправданной затяжки сроков проведения конкурсов, тендеров и аукционов. Уйти от подозрения должностных лиц в коррупции. Не платить штрафы, не испытывать искусственные трудности в производственной деятельности, вовремя исполнять государственные и муниципальные программы.
Коротко о сути
Антимонопольный комплаенс состоит из свода письменных правил, порядков и положений, которыми должны руководствоваться все сотрудники органа власти или компании, работающие в сфере закупок, рекламы и любых других видов работ, регулируемых антимонопольным законодательством страны.
Важная часть системы – каждый работник должен точно знать, что ему грозит в случае отступления от норм комплаенса.
Не менее важная часть – знание сотрудником вознаграждения, которое ему светит в случае обнаружения новых, ранее неучтенных угроз нарушения антимонопольного законодательства.
Нюансы
Практика ЯТЭКа показывает, что в антимонопольном комплаенсе должны быть максимально учтены все возможные риски. Например, привлечение потенциального участника к подготовке закупочной документации или технического задания.
Либо достижение закулисных договоренностей о предоставлении неоправданных преимуществ перед другими участниками рынка. Категорическое «нельзя!» должно быть четко прописано в документе и доведено до сведения каждого сотрудника.
Обязательным условием является создание внутреннего органа, контролирующего соблюдение норм антимонопольного комплаенса. Это нужно не только для наказания виновных, но и для поощрения отличившихся.
Еще один нюанс, особенно характерный для арктических улусов нашей республики – нехватка квалифицированных юристов, детально разбирающихся в антимонопольном законодательстве.
Уже очевидно, что краткосрочные курсы по разъяснению норм 44-ФЗ положение не спасают. Потому есть смысл задуматься о создании кафедры конкурсного права при юрфаке СВФУ. Подобные кафедры уже созданы в МГИМО, ВШЭ, Московской юридической академии. Пора и нам подтягиваться до столичного уровня.
Кому нужен комплаенс
Все-таки мы – очень отдаленная провинция. Возможно поэтому сигналы, подаваемые из федерального центра, часто доходят до нас с большой задержкой по времени.
И вряд ли случайно, что антимонопольным комплаенсом первыми заинтересовались компании, имеющие головные офисы в Москве.
Но время идет, и сегодня уже «Якутскэнерго» всерьез рассматривает возможность внедрения комплаенса у себя.
Наверняка есть смысл внедрить антимонопольный комплаенс и другим крупным республиканским компаниям. Таким как «Сахатранснефтегаз» и «Саханефтегазсбыт». Не потому что это модно. А чтобы снизить издержки.
Момент важный, особенно если учесть, что уровень издержек самым непосредственным образом влияет на ценыи тарифы предприятий для населения.
Отдельная тема – внедрение антимонопольного комплаенса в органах государственной и муниципальной власти республики. Мы часто слышим, что в органах власти должны применяться «лучшие практики».
Так вот, комплаенс – и есть лучшая практика. Позволяющая оптимизировать сроки исполнения государственных и муниципальных программ, существенно экономить бюджетные средства, избежать обвинений в коррупции.
И напоследок
В наше время внедрение антимонопольного комплаенса становится частью государственной политики Российской Федерации. Свидетельством тому Указ Президента России № 618 о Национальном плане развития конкуренции
В соответствии с поставленной в Указе задачей количество нарушений антимонопольного законодательства органами государственной власти и местного самоуправления должно снизиться к 2020 году не менее чем в два раза по сравнению с 2017 годом.
Для достижения этой цели антимонопольный комплаенс должен быть внедрен в органах госвласти Якутии к 1 марта текущего года. Следом придет черед муниципалитетов.
Придуман и стимул. Те компании и органы власти, в которых будет внедрен комплаенс, смогут рассчитывать на снисхождение в случае обнаружения в их деятельности нарушений антимонопольного законодательства.
Дело осталось за малым. Слегка напрячься самим ответственным за законность закупок.
***
Афанасий Егоров
Сообщение Это странное слово «комплаенс» появились сначала на Aartyk.ru — Хроника, События и Факты.