Якутия Сегодня

«Дар жизни»: Активисты ищут людей, отдавших близким почку или часть печени

Нередко, чтобы спасти жизнь близкого человека, нужно действительно отдать частицу себя. Прижизненное донорство — выражение безграничной любви и сострадания, которое только может оказать человек своему родственнику. Чтобы помочь прижизненным донорам, придумана акция «Дар жизни». Подробнее о ней рассказала руководитель проекта Наталия Каратаева, сама в прошлом перенесшая операцию по трансплантации.


Доноры в тени

— Наталья, как родилась идея проекта?

— Скоро исполнится пять лет, как отец стал моим донором, отдав почку. Ему тогда было 57 лет. После операции началось самое главное и тяжелое — мониторинг не только моего здоровья, но и отца. Обычно после операции в центре внимания остается реципиент — человек, которому пересадили донорский орган. А что касается донора органа — он уходит с поля зрения врачей, так как считается, что он здоровый человек.

— А разве донорам не положена инвалидность или пенсия?

— В том-то и дело. После донорства не становятся инвалидами. Как показывают научные исследования, продолжительность жизни у прижизненных доноров органов остается такой же, как в среднем у всех людей, даже больше. Так как донор больше внимания уделяет своему здоровью, часто посещает врачей, делает профилактические осмотры. Может быть, так доноры заботятся о своем здоровье за рубежом, но у нас они  практически не бывают у врачей. Хорошо, если проходят диспансеризацию.

 Как следить за здоровьем?

— Но сознательные доноры наверняка начинают вести другой образ жизни… Как ваш отец наблюдает за изменениями?

— В первый год после донорства мы часто сдавали кровь и смотрели динамику основных почечных показателей. В первые месяцы после операции отец избегал больших физических нагрузок. Когда он выписывался из больницы, нам дали рекомендации по восстановлению организма.

Я придерживаюсь точки зрения, что какой бы ни был здоровый человек, с возрастом у него все равно организм слабеет и могут появиться новые болячки. Это нормальный физиологический процесс. Сейчас большое внимание мы уделяем здоровью сосудов отца, его зрению и, конечно же, мочевыделительной системе.

— А изменились ли привычки? Распорядок дня?

— После операции мои родители перешли на правильное питание, с минимумом солей, жира и сахара. Так мама поддержала отца, чтобы он быстрее восстановился после операции.

— А как с медицинскими обследованиями?

— Отец живет в деревне, там есть амбулаторный пункт, где можно хотя бы сдать анализы. Но результаты надо узнавать в райцентре, который в 70 км. Часто туда не наездишься. К тому же, как и везде, в ЦРБ дефицит узких специалистов.

Сегодня мы даже не пытаемся получить направление в РБ№1-НЦМ, так как квот мало, и конечно, в первую очередь, они достаются остро нуждающимся людям, и это правильно. Кстати, большинство специфических анализов в улусах сдать невозможно.

— Как выходите из положения?

— Сдаем анализы отца в Якутске в платных клиниках, консультируемся там же. Это довольно затратно и, знаю, многим донорам недоступно.

Пилотный проект

— Чем можно помочь донорам на практике?

— В 2016 году наше общественное объединение «Надежда на будущее» выступило инициатором пилотного проекта для прижизненных доноров органов. Мы впервые подняли вопрос о необходимости их поддержки.

Мы хотели узнать, насколько актуальны профилактические исследования здоровья для доноров. Несколько человек, которые больше всего жаловались на здоровье, прошли полное медицинское обследование здоровья в Медцентре. Среди них были жители отдаленных северных улусов, женщины, которые стали матерями после донорства.

Также мы хотели добиться санаторно-курортного лечения как реабилитации после операции, но у нас это не получилось.

— А как в других регионах?

— В Федеральном научном центре трансплантологии им. Шумакова после выписки родственным парам — реципиенту и прижизненному донору органа — выдают бесплатную путевку в Железноводск (Кавказские Минеральные Воды).

Мы воспользовались этой путевкой и остались очень довольны. Кстати, мне даже полагался сопровождающий, то есть, по сути, бесплатную путевку получили три человека. Проезд оплачивали сами. Мой отец дважды побывал в Железноводске и в этом году тоже собирается туда вместе с мамой.

«Дар жизни»

— Какова главная цель проекта?

— Создание профилактической программы для прижизненных доноров нашей республики.  Для обоснованного предложения нам нужны данные о состоянии здоровья доноров, конкретные цифры, информация.

— Что сделано?

— В марте этого года мы объявили старт социального проекта «Дар жизни» в поддержку прижизненных доноров органов. Вместе с Медицинским институтом СВФУ, общественными организациями, начали работу над регистром. То есть впервые начали объединять прижизненных доноров почки и части печени.

Сейчас на первом этапе важно узнать, как обстоит дело со здоровьем доноров. В Якутии проживает свыше 100 таких людей, отдавших частичку себя близким. Нам удалось связаться только с 40% доноров. Поэтому мы сегодня выходим через СМИ с призывом — если вы являетесь прижизненным донором органа, то, пожалуйста, свяжитесь с нами!

— Куда писать, кому звонить?

— У нас есть сайт proekt-hope.ru. В основном, пишем новости на своей странице @gift_of_life_ykt. Доноры органов или их представители могут связаться с нашим врачом-куратором с Верой Ноговицыной, vera.nogovitsyna@mail.ru. Ватсап 89627334964.

По общим вопросам по проекту «Дар жизни» можно связаться с руководителем проекта Наталией Каратаевой, proekt-hope@mail.ru.

История

Доноры уходят в никуда…

Елена Бенгс прижизненный донор почки. Она спасла жизнь своей дочери после знакомства и общения с другим донором. 

«Многие люди попадают в безвыходную ситуацию, когда родной человек серьезно болен, — говорит Елена. — Именно тогда очень важна информация — поддержка извне. Три года назад моей дочери поставили диагноз «хроническая болезнь почек», терминальная стадия. Обе почки отказали, и она попала на гемодиализ.

Друзья помогли организовать встречу с донором почки, спасшим родную сестру. После беседы я приняла решение стать донором.

Подготовка к операции заняла много времени. Мы не знали, куда идти, к кому обращаться, как проходить обследование. Постепенно эти вопросы решались. Я хочу отметить, что такой проект, как группа поддержки для доноров, как и состоявшихся, так и готовящихся к донорству людей, очень нужен.

Операция состоялась в октябре 2018 года. Самочувствие после нее у меня было хорошее. Оно практически не отличается от дооперационного, но все равно я стараюсь беречь свою почку.

Соблюдаю диету. Хочу пройти обследование, но быстро и дешево это сделать не удастся. Дочь после операции постоянно находится под наблюдением врачей. А доноры просто уходят в никуда. Я считаю, что профилактические обследования здоровья людей, отдавших частичку себя, необходимы. И это не должно быть личной проблемой только доноров. И хорошо, что сами реципиенты подняли такой вопрос. Мы надеемся, что профессиональное сообщество врачей также поддержит социальный проект «Дар жизни».

Источник: газета «Якутия»