В итоге им предстоит преодолеть тысячи километров, чтобы вернуться домой.
Вечером, 17 сентября, в офисе Уполномоченного по правам КМНС РС(Я) Лены Ивановой состоялось экстренное совещание. Поводом послужило обращение трех оленеводов из села Юкагир Усть-Янского района, которых 11 сентября этого года пограничная служба управления ФСБ России по восточному району на вертолете вывезла в Тикси Булунского района из оленеводческого стойбища за нарушение паспортного режима.
Как рассказал, присутствовавший на совещании один из оленеводов, бригадир стада №12 Конон Дмитриевич Томский, он вместе с оленеводами — Кононом Кононовичем Томским и Виталием Борисовичем Сыроватским находились на своей оленеводческой базе на участке «Чууркан» на Ванькиной Губе, что в 50 километрах от села Юкагир. 11 сентября 2019 года в 16.30 прилетел вертолет пограничной службы РФ, базирующийся в пос. Тикси Булунского района. Устно представившись, но не показав удостоверения, люди в погонах и с автоматами потребовали предъявить паспорта. Только у одного из троих, Конона Дмитриевича Томского, паспорт оказался при себе. Пограничники приняли решение вывезти Виталия Борисовича и Конана Кононовича для опознания личности и как нарушителей пограничного режима в пос. Тикси.
Отметим, стойбище находилось в 50 километрах от наслега Юкагир. Оленеводы просили пограничников вывезти их в населенный пункт, где все необходимые документы они могли предоставить. Тем не менее доводы оленеводов не были услышаны и их вывезли в Тикси, т. е. в другой муниципальный район и где они не разу в жизни не были.
«Как руководитель стада я принял решение вылететь вместе с Виталием и Конаном, т. к. они плохо говорят по-русски. Так, мы втроем, вечером попали в п. Тикси, где никогда не были, никого не знали, без денег и одетые в рабочую одежду, с паспортом только на меня. Еще пограничники во время рейда без моего ведома забрали один спутниковый и четыре сотовых телефона. Увидев их в руках одного из пограничников уже вертолете, я забрал у него телефоны», — рассказал Конон Дмитриевич.
Тут стоит добавить, что кроме троих оленеводов в стойбище, еще трое членов бригады находились на дежурстве в стаде. И телефоны, которые были изъяты пограничниками при обыске палатки (кстати без протокола) принадлежали им. И паспорт одного из этих оленеводов тоже оказался в руках пограничной службы, что обнаружилось потом в Тикси.
«После приезда в п.Тикси мне передали паспорт на имя Томского Николая Дмитриевича, который они самовольно забрали из участка. Разбросали все вещи внутри дома, разбили две керогазовые печки, которые мы использовали во время ночевки в палатках возле оленей», — сообщил бригадир оленеводов.
Прилетев Тикси, после оформления постановления об административном нарушении паспортного режима всем троим был выписан штраф в 500 рублей. При этом стоит заметить, у бригадира Конона Дмитриевича Томского при себе паспорт был, но на него тоже было наложено взыскание. К концу дня, ближе к ночи, после всех разбирательств и уплаты штрафа, трое оленеводов оказались без денег, документов в незнакомом поселке. Им пришлось посреди ночи срочно связываться со своими родными, чтобы прислали копии паспортов для оформления временного удостоверения двоим оленеводам, денег на аренду жилья и авиа билетов для возвращения домой. Учитывая, что прямых транспортных сообщений между Булунским и Усть-Янским районами нет, оленеводы были вынуждены прилететь в Якутск. Сейчас им предстоит найти средства на авиабилеты до районного центра в п.Депутатский, оттуда добираться на машине 240 километров до п. Усть-Куйга, с п. Усть-Куйга до с. Казачье 210 км. на моторной лодке, а дальше с помощью родственников на моторной лодке через п. Нижнеянск по морю Лаптевых до с. Юкагир. Ориентировочно расходы на одного человека из Тикси до Юкагира составят примерно 60 тысяч рублей, с учетом цены на бензин и возможных в это время штормов на несколько суток ожидания. Плюс к этому — расходы на питание и соответствующую к погоде одежду.
Другие члены бригады, после возвращения из дежурства, обнаружив разбросанные вещи в стойбище, разбитые печки и отсутствие троих своих коллег, в срочном порядке выехали в родной наслег Юкагир. В итоге, стадо в 1600 оленей осталось без присмотра в тундре.
«В результате нашего задержания и «экстрадиции» в пос. Тикси Булунского улуса, мы, оленеводы стада № 12, в этом году не успеем закончить начатые работы по строительству нового кораля, рассчитанного на 2500 голов северного домашнего оленя. Пока мы находились в п.Тикси, оставшиеся работники стада испугавшись, уехали в с.Юкагир. Кто сможет компенсировать ущерб наших перелетов, обратной перевозки работников и поиск отколовшихся от основного стада оленей?», — задаются вопросом оленеводы.
«Все эти действия пограничной службы могут привести к отрицательным последствиям для работы бригады, уменьшению заработной платы и, как следствие, ухудшению социально-экономического положения села Юкагир», — отметил глава МО «Юкагирский национальный (кочевой) наслег» Егор Алексеевич Томский, присутствовавший на совещании.
Во время обыска пограничниками были изъяты бивни мамонта (10 фрагментов, примерно 150 кг), которые принадлежали бригадиру.
«У меня есть договор с общиной «Юкагир» на попутный сбор мамонтовой фауны. Община имеет лицензию на сбор мамонтовой фауны и на своих землях не допускает черных копателей, которые используют помпы и другое подобное оборудование, только попутный сбор. Бивни, которые я собирал, лежали открыто. Пограничники забрали их, так как в этот момент у меня не было на руках документов. Я честно сказал, что бивни мои», — пояснил Конон Дмитриевич.
При этом, по словам Томского, протокол об изъятии мамонтовой фауны ему не был предоставлен, как и протокол о задержании и административном правонарушении. Сейчас у оленеводов на руках только постановление, выписанное начальником отдела в п.Тикси Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району.
На совещании у Уполномоченного по правам КМНС Якутии было решено направить обращения к руководству Пограничной службы РФ о правомочных действиях сотрудников, а также сделать запрос в управление ФСБ России по восточному арктическому району по предоставлению копий протоколов о задержании оленеводов, административном правонарушении и изъятия мамонтовой фауны.
Руководитель юридического отдела Аппарата Уполномоченного по правам человека РС(Я)Александр Васильев обратил внимание на необходимость тщательного ознакомления с документами, которые подписывают вовлеченные в процесс установления обстоятельств дела, и требования всех протоколов. На это указала и первый вице-президент Ассоциации КМНС республики Любовь Христофорова, которая сравнила этот случай с делом Дмитрия Бегунова в Нижнеколымском районе.
Уполномоченный по правам КМНС в Якутии Лена Иванова: «В присяге Уполномоченного по правам человека в РФ есть слова о защите прав и свобод человека и гражданина, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, справедливостью и голосом совести».
Так вот, законность несомненно соблюдена в отношении оленеводов, представителей юкагирского народа, а вот справедливо ли обошлись с ними, учитывали ли традиционный образ жизни кочевников, подскажет ли совесть пограничников дальнейшие шаги для искоренения подобных случаев, нам еще только предстоит узнать.
«Живя с момента рождения на побережье моря Лаптевых в с.Юкагир, занимаясь своим традиционным промыслом, разведением оленей, мы никогда не думали, что попадем в такую ситуацию, — сетует Конон Дмитриевич Томский. — С 1993 года, когда была расформирована погранслужба, и до недавнего времени, пока не восстановили ее, мы — оленеводы, коренные жители, охраняли наши территории. И теперь мы оказались нарушителями на своей родной земле».
Редакция газеты «Илкэн» будет следить за развитием событий.
Ирина Курилова, Илкэн