«Кинофестиваль будет». Ирина Энгелис о фестивале и якутском кино

YAKUTIA.INFO. Когда в последний раз в Якутске проводился кинофестиваль? С тех пор прошло уже больше двух лет. Последний, пятый по счету, состоялся в сентябре 2017 года. Время идет быстро. Подходит к концу и текущий год, а шестого фестиваля так и не случилось. Сначала  в 2018 году фестиваль отменили и перенесли на март следующего года, потом еще куда-то переносили. Потом еще что то было. Но вот теперь фестиваль обещают, что состоится. В следующем году. И даже глава Якутии Айсен Николаев уже приглашает на него гостей. 

Фестиваль этот нужен, поскольку кино в Якутии развивается очень динамично и фильмы якутских «киношников», особенно в последние, как раз, два года брали награды на   кинофестивалях. Поэтому устраивать киносмотр в Якутске совсем не лишняя инициатива. Способствует и установлению различного рода контактов между кинематографистами, да и просто для зрителей это определенный глоток свежего воздуха. Исполнительный директор фестиваля Ирина Энгелис, и та, кто его в общем-то,  придумал рассказывает о том, чего ждать от «возвращающегося» из почти небытия фестиваля и зачем он вообще нужен. Также обсуждаем поддержку кино, которую обещал оказать глава Якутии и разговариваем о якутском кино в целом.   

Ирина Энгелис
Ирина Энгелис

Так будет фестиваль? Точно? Ведь уже два раза переносили.

Будет! Шестой Якутский международный кинофестиваль пройдет с 18 по 22 марта. Работа уже идет, заявки принимаются, фильмы отбираются, жюри приглашаются. Глава Якутии Айсен Николаев пригласил на фестиваль гостей. Среди них – режиссер Александр Сокуров и министр культуры России Владимир Мединский.

То есть это почти гарантия того, что уже не скажут, что фестиваль перенесут.

В мае прошла встреча у Айсена Сергеевича по развитию кино, после которой вышел перечень его поручений и среди них есть графа о ежегодном  проведении кинофестиваля в марте. Решили в марте, поскольку март это весенний месяц, но в то же время еще снег. А республика все-таки славится холодным периодом. А в марте как раз комфортно – на улице чисто и уже не так холодно. И гостям было бы интересно увидеть снежные пейзажи.  

С мартом понятно. А с программой уже определились? Кто будет в жюри, программным директором?

Программным директором  по-прежнему является кинокритик Алексей Медведев, и он уже начал работать по фестивалю. Это человек настоящий профессионал своего дела, довольно авторитетный в мире кино, делает фестивали в Питере, Архангельске, Калининграде. Даже некоторые режиссеры говорят, что не важно на какой фестиваль ехать, важно, чтобы программным директором был он.  Алексей Медведев объективен, он очень честный отборщик. Что касается конкурса – то их будет два – основной (игровой полный метр) и документальный конкурсы. Председателем жюри основного конкурса согласился стать режиссер Борис Хлебников. Многим наверно запомнился его последний фильм «Аритмия». Кстати, и у нас в Якутске на 5 фестивале он стал лучшим режиссером. К тому же он педагог, у него есть курс в Московской школе кино. Также планирует приехать актер Юрий Колокольников (предводитель племени Одичалый в «Игре престолов»). Мы также переговорили и с кинокритиком Антоном Долиным, который, несмотря на занятость, пообещал постараться приехать. И если так и будет, то он прочитает лекцию «Как смотреть кино». Еще возможно попробуем привезти к нам южнокорейского режиссера Ким Ки Дука, это пожелания местных кинематографистов.

Алексей Медведев

Какие-то специальные программы, ретроспективы будут?

Думаем сделать программу анимационного кино. Недавно было исследование, из которого следует, что анимация это такой жанр, который привлекает всех. И на кинорынках часто сразу готовы покупать именно мультики. В общем, мы хотим обратить внимание на анимацию и пригласить анимационную студию «Да» из Питера, которая работает с детьми. Они делают мастер-классы в течение недели, и к концу фестиваля мы сможем увидеть результат в виде готового мультфильма.  

Планируем показать польское кино. И рассчитываем на то, что приедут специалисты из Польши и представят картины. Будут внеконкурсные показы документального кино и короткого метра. Еще есть желание сделать такую гендерную программу, посвященную очень актуальной теме роли женщины в обществе. Женщин работающих в киноиндустрии много. И, кстати, когда я была в Лос-Анджелесе на фестивале American Film Institute, помимо фильмов женщин-режиссеров, по городу были представлены инсталляции, посвящённые кинематографисткам.

Будет ли питчинг кинопроектов?

Да, мы проведем его совместно с Молодежным центром Союза кинематографистов России под руководством Дмитрия Якунина. Призовой фонд за первое место составит 500 тысяч рублей. Думаю, что это хорошая поддержка для начинающих режиссеров и продюсеров, а также в качестве софинансирования якутских проектов. 

Специфика у фестиваля будет? Когда то он был арктическим. К этой практике будете возвращаться?

  У нас есть тема фестиваля.  И по умолчанию, мы обращаем внимание на фильмы из арктических регионов.   В центре внимания фестиваля — тема национальной культуры в современном мире, сложный путь идентификации человека и интеграции традиций в глобальный контекст.   В документальном конкурсе тема — человек и природа

Понятно. А во время твоей недавней поездки в Лос-Анджелес ты установила какие-то киношные контакты?

Я же спланировала поездку так, чтобы попасть на фестиваль Asian World Film Festival, который делает большой друг якутского кино и фанат всего якутского — Джордж Шамшум. Было, конечно, интересно посмотреть как это делают коллеги. Например, церемонии открытия и закрытия проводятся по-деловому. Как и на многих других фестивалях. 

Без танцев, эстрады..

Да. Все очень официально. И, кстати,  красная дорожка тоже отличается. Там она делается фактически для журналистов. Есть зона для фотографов, никого в микрофон не объявляют. Напомню, что на этом фестивале фильм Любови Борисовой «Надо мною солнце не садится» взял два приза. Председателем жюри была турецко-немецкая актриса  Мерьем Узерли, которая снималась в сериале «Великолепный век». Сейчас как раз веду с ней переговоры, и может и она приедет к нам на фестиваль как почетный гость. Еще я познакомилась с канадским режиссером Жаном Марком Валле («Даласский клуб покупателей», «Большая маленькая ложь»). И он тоже рассматривает возможность приехать к нам, но уже в 2021 году. Поскольку сейчас он собирается писать сценарий к очередному фильму.

Вернемся из Лос-Анжелеса в Якутск. Как  относительно источников финансирования фестиваля? 

Мы подавали проект в Фонд президентских грантов, но, к сожалению, не выиграли, нам не хватило нескольких балов. Хотя опыт интересный, столько бумаг нужно заполнить.  Своим участием в фонде грантов мы хотели попробовать облегчить финансовую нагрузку республики.

Сейчас финансирование планируется из республиканского бюджета, как и было ранее предусмотрено. Заложены средства в объеме пяти миллионов рублей. Но если мы хотим развития, кинофестиваля высокого уровня с приглашением выдающихся людей, этих средств не достаточно. 

Конечно. Я помню, Алексей Медведев как раз говорил, что фестиваль на Сахалине делается почти более чем за сорок миллионов. 

Да, там все дороже. С учетом того, что на Сахалине и в других регионах с кинофестивалями, нет своего кино. Там кинофестивальные бюджеты от 30 миллионов и выше.
 

Конечно, вообще странно, что фестиваля нет уже почти два года. Это принимая во внимание успехи фильмов из Якутии за пределами региона. Почему же не выделяют деньги.

Наверно, есть какие-то более важные социальные вопросы, которые нужно решать. Были за эти два года оптимизации, стихийные бедствия. И наверно думают, что кино может и подождать, с учетом того, что наше кино само по себе выстреливает, без каких-то больших финансовых вливаний.

Ну другие то фестивали вроде проводят.

Наш кинофестиваль это качественный имиджевый проект, ставший брендом республики, к нам стремятся многие, мы интересны. И пока есть интерес нужно «ловить волну».

Еще один момент был. Вроде были какие-то еще разговоры о том, чтобы проводил кинофестиваль «Сахафильм».

Обычно кинофестивали проводят некоммерческие организации. Даже Московский кинофестиваль делает частная организация, которая привлекает государственные и спонсорские средства. Это прежде всего, колоссальная организационная работа. Организовывать кинофестиваль «Сахафильму» нелогично, возникает конфликт интересов, так как фактически они и являются участниками кинофестиваля.

Так сейчас кто будет делать фестиваль?

Исполнительным директором являюсь я и по поручению главы мы создали дирекцию фестиваля при центре аудиовизуального наследия. Конечно, я очень болею за этот фестиваль, я его создавала и мне не безразлична его судьба, кто и как им будет заниматься.
 

Есть еще вопрос по поводу поддержки кино. Есть этот перечень поручений главы, где как раз одним из пунктов стоит кинофестиваль. Но всего в следующем году заложено на поддержку кино 80 миллионов. Что скажешь по этому поводу.

Да, есть поручение правительству о разработке системы ежегодного распределения этих средств на производство.

Это должно быть открыто, честно и на равных правах. В конкурсе должны участвовать все – госучреждения и независимые кинематографисты. 

И как ты это видишь.

Например, чтобы наше Минкультуры или какой-то некоммерческий фонд объявил конкурс, разработал положение и всю документацию. И далее провести питчинги кинопроектов с приглашением экспертов.

Да. Но есть плохой пример работы Российского Фонда кино. Провал  за провалом. Выделяют деньги фактически одним и тем же компаниям, причем тем, представители которых и решают какие проекты поддерживать.

Все это нужно учитывать. Есть еще другой риск. Многие наши «киношники» привыкли работать с небольшими бюджетами.

А когда будет выделяться больше средств, встанет вопрос, все ли смогут сделать качественный продукт. У нас много вопросов, не хватает специалистов, как основного состава, например, сценаристов, так и «второго состава», не хватает технического оборудования.

То есть ты о том, что увеличение бюджета автоматически не приведет к улучшению качества.

Может и такое быть. Это продюсерская работа. Если смогут правильно распорядиться бюджетом, пригласить каких-то специалистов извне, арендовать современную аппаратуру. В общем — это такой вопрос компетенций. Это мой взгляд со стороны.

Вот уже непосредственно к кино подошли. На твой взгляд, какой путь развития выбрать якутскому кино. Стремится уже к высокобюджетным проектам или авторское кино развивать. Чего-то может не хватает.

Мне кажется, что наши кинематографисты выбрали правильный путь в плане того, что миру интересна самобытная культура, которую они не увидят у себя. И на этой теме самоидентификации, самобытности нужно основываться. Кстати, очень многие якутские режиссеры мечтают снять фильм по сюжетам Олонхо. Тот же жанр фэнтэзи, как и «Властелин колец». Другое дело, что нужны дорогие спецэффекты. Еще немаловажно важно сотрудничать и привлекать специалистов извне. Это помогает расти самим, это новые контакты и обмен опытом.  

Тут есть еще такая проблема, что якутское кино несколько на себе замкнуто. Ведь посмотри – за исключением отдельных случаев все фильмы на якутском языке и для якутского зрителя. Да и что касается самих киношников – то они все Саха. За исключением, пожалуй,  Дмитрия Давыдова. Но и он снимает на якутском.

Чтобы расширить аудиторию зрителей необходимо двуязычие. Удачные примеры — «Мой убийца» и «Агент Мамбо». Я всегда за сотрудничество и копродукцию. Думаю, что необходимо постоянно учиться. Даже тем, кто уже снимает. Знания нужны. Технологии не стоят на месте.

Еще ты вот про Олонхо говорила. А тебе не кажется, что не хватает социальной тематики. Есть, конечно, фильмы. Но их  могло быть и больше.

Мне кажется, что тут какой то страх есть — что люди подумают, что скажут. В других местах режиссеры сконцентрированы на себе, своей работе и они не обращают внимание на то, что кто-то скажет. Воля нужна, открытость и смелость. Собственный взгляд на жизнь и ответственность.  

А  тебе  самой какие фильмы нравятся? Давай в завершении назовешь навскидку свой топ десять якутского кино.

Так (задумалась). «Тыын» и «Бог Дьесегей» Сергея Потапова, «Мой убийца» Костаса Марсаана,  «24 снега». (Еще задумалась) «Кэскил 2» и «Конул боотурдар» ДетСат, «Костер на ветру» Дмитрия Давыдова, «Царь птица» и «Айыы Уола» Эдуарда Новикова, «Дивная пора» Никиты Аржакова.