Рианна и пацаны: как парни из СНГ создали фоторедактор для поп-звезд США

Рианна и пацаны: как парни из СНГ создали фоторедактор для поп-звезд США

Уроженцы Узбекистана и Белоруссии перебрались за океан и запустили приложение для обработки фото и видео. Когда им стали пользоваться Селена Гомес, Эмили Ратаковски и другие звезды, месячная выручка подскочила до $500 тыс.

Ранним февральским утром 2019 года Тимур Хабиров проснулся от многочисленных оповещений на экране телефона. «Помню, открываю глаза и вижу, что наш Prequel выскочил на 15-е место среди приложений в категории „Фото и видео“ в американском App Store», — рассказывает он. Количество скачиваний приложения, которое позволяет обрабатывать снимки с помощью более чем ста фильтров, быстро дошло до 20 тыс. в день. Дело, как оказалось, было в том, что участники популярной корейской поп-группы Bangtan Boys (BTS) выложили в Instagram свои фотографии с церемонии «Грэмми», обработав их с помощью фильтров Prequel в диско-стиле — с эффектом замутнения и радостными звездочками в светлых областях.

«О такой рекламе, да еще и бесплатной, мы даже не мечтали!», — радуется предприниматель. У корейского бойз-бенда сотни тысяч поклонниц не только на родине, но и в США и Китае, и мода на приложение начала распространяться со скоростью пожара. Вслед за корейской группой Prequel стали использовать американские певицы и актрисы: Ариана Гранде, Селена Гомес, Рианна, Эмили Ратаковски, бразильская блогер Камила Коэльо. Они выкладывали в свои Instagram-аккаунты фото с теми самыми китчевыми звездочками или эффектом пленочного фотоаппарата — белой рамочкой, как когда-то на снимках Polaroid, и засвеченными частями кадра. К лету аудитория Prequel выросла до 4 млн. Плата за подписку на расширенные функции приложения в мае 2019 года принесла основателям $500 тыс. выручки.

Как стать рок-звездой

Тимур Хабиров родился в Ташкенте. После школы он вместе с семьей переехал в Калининград. Желая пойти по стопам отца, физика-ядерщика, будущий предприниматель поступил на физмат в Калининградский государственный университет (ныне БФУ имени Канта). «В 1990-е наука стала никому не нужна. Я быстро это понял и перешел на юридический факультет», — вспоминает 40-летний Хабиров. Но ни ученым, ни юристом он так и не стал: по совету приятеля занялся торговлей. «Как и многие в те времена, я перепродавал всякую ерунду — косметику, колготки, бижутерию, — рассказывает он. — За день я получал больше денег, чем моя мама за месяц, поэтому никакой мотивации работать по профессии не было».

Вслед за торговым Хабиров взялся строить логистический бизнес. На накопленные средства он купил несколько грузовиков, нанял дальнобойщиков и начал перевозить грузы в Европу. «Как сейчас помню, главным было не возить те самые колготки, что я когда-то продавал: чем меньше упаковки с товаром, тем больше его в грузовике и тем дороже обойдется его потеря», — смеется предприниматель.

В начале 2000-х годов, на заре развития Рунета, Хабиров занялся еще и привлечением трафика на страницы логистических компаний. Заинтересовавшись ИТ-сферой, он захотел съездить в США и посмотреть, как технологии развиваются в Силиконовой долине. В 2006 году предприниматель впервые попал в Америку. Страна настолько поразила его, что он решил там остаться. «Только вышел первый iPhone, и невозможно было не погрузиться в технологическую романтику, которая там царила», — вспоминает Хабиров. Он нанял адвоката, который помог ему получить сначала вид на жительство, а затем и американское гражданство.

Тимур Хабиров обосновался в Сан-Франциско. Обвыкшись и познакомившись с местными жителями, на накопленные в России деньги он запустил свою ИТ-компанию со штатом несколько человек, которые удаленно занимались разработкой сайтов и приложений. К 2014 году его команда разрослась уже до 40 сотрудников, а масштаб заказчиков дорос до American Express. Финансовая компания заказала у Хабирова разработку платформы для своего консьерж-сервиса — службы виртуальных помощников, которая исполняет различные желания владельцев привилегированных карт.

Еще в 2012 году через общих друзей Хабиров познакомился со своим будущим партнером Сержем Алисеенко, инвестором в игровые и ИТ-стартапы и владельцем компании — разработчика мобильных приложений BPMobile (ей принадлежат мобильный сканер iScanner, программа записи звонков RecMyCalls и др). Алисеенко тоже недавно перебрался в «золотой штат» из Белоруссии и даже успел познакомиться в Америке с Олесей Стефанко, вице-«мисс Вселенная» 2011 года, на которой впоследствии женился. «Чем больше я общался с Сержем, тем больше увлекался мобильной сферой, — признается Хабиров. — В Америке тогда как раз появилось новое значение термина Rockstar (англ. — «рок-звезда»): так теперь называли не певцов, а людей, мобильные приложения которых «взлетели». Мне захотелось стать таким Rockstar, и я предложил Сержу запустить что-то общее».

Серж Алисеенко (Фото: из личного архива)

В 2016 году приятели создали компанию AIAR Labs. Поначалу они хотели сделать лицевой трекер, который с помощью нейросети распознавал бы мимику. Такой трекер, например, позволял бы смартфону фотографировать человека в тот момент, когда он улыбнется. «Мы с Сержем даже взялись за его разработку, но до итогового продукта дело так и не дошло», — вспоминает предприниматель. В 2017 году в погоне за ИТ-трендами приятели решили сделать приложение, которое задействовало бы дополненную реальность: пользователи могли бы оставлять друг другу на улицах текстовые сообщения или метки в виде виртуальных предметов, которые можно было бы увидеть через камеру смартфона. Но и из этой идеи ничего не вышло. «Спустя год разработок мы поняли, что AR — слишком тяжелая технология для мобильных приложений: они с ней не справляются и грузятся медленно. А это может раздражать пользователя, учитывая нынешний поток информации и потребность в скорости», — объясняет Хабиров.

Место под фото

В 2017 году мировой рынок ПО для обработки фото и видео оценивался в $5,5 млрд. Из них на Северную Америку приходилось $2,3 млрд (41,8%). Рынок США, где основными потребителями выступают громадные кино- и медиаиндустрии, занимает треть мирового ($1,9 млрд, или 34,6%).

Мобильные приложения, в которых можно редактировать фото с помощью нейросети, начали появляться в 2016 году. Одними из первопроходцев этого сегмента стали Prisma, Vinci и Mlvch. С их помощью пользователь мог преобразовывать свои фотографии в подобие картин, выполненных в разных стилях. Например, Vinci предлагал воспользоваться фильтрами в стиле Рафаэля, Марке и Пиранези. Пик популярности таких приложений пришелся на 2017 год.

Рынок онлайн-фото- и видеоредакторов очень конкурентный. На нем сейчас соревнуются такие гиганты, как Instagram, Snapchat, VSCO, PicsArt, Facetune, Snapseed, Lightroom, а также множество мелких игроков. Их аудитория — сотни миллионов пользователей. «Казалось бы, потребности в дополнительных игроках на этом рынке нет, — считает Михаил Карпушин, директор по маркетингу и продукту GetBlogger. — Но тут как и везде: если есть игрок, который предлагает уникальные функции, как в свое время было с MSQRD или Prisma, то для него найдется место».

Поскуластее, пожалуйста

Идея приложения для обработки снимков и видео пришла Хабирову и Алисеенко в 2018 году. «Я понял, чего не хватает на этом рынке, — делится предприниматель. — Дело в том, что фоторедакторы делают либо программисты, у которых нет вкуса, как ту же Prisma, либо дизайнеры, которые не понимают, как строить бизнес. В итоге гиганты типа PicsArt предлагают примитивные фильтры для школьников, а частные дизайнеры — нишевые продукты, на которых даже не зарабатывают».

Шансы на успех есть у игрока, который будет предлагать красивые варианты обработки фото и сумеет грамотно развивать бизнес, решили Хабиров и Алисеенко. За разработку Prequel они взялись летом прошлого года, наняв команду из пяти человек. Спустя пару месяцев сделали примитивное приложение. С помощью первых фильтров можно было оформить фото или видео с эффектом «старого телевизора», съемки на пленочную камеру или как если бы на изображение смотрели через калейдоскоп. Кроме того, в Prequel появился инструмент, помогающий автоматически усовершенствовать лицо на фото, например уменьшить нос или подчеркнуть скулы. «Это стало возможным благодаря тому самому лицевому трекеру на основе нейросети, который мы разрабатывали еще в 2016 году, — говорит Хабиров. — Он пришелся очень кстати: уже было приложение Facetune, которое предлагало схожие возможности, но не было программы, которая объединяла бы их и интересные фильтры». Технология сама разделяла лицо на части, каждую из которых можно было отредактировать в один клик — например, выбрав опцию «сделать белыми зубы».

Тимур Хабиров (Фото: из личного архива)

Стартовые инвестиции в AIAR Labs составили около $3 млн личных средств партнеров (большую часть дал Алисеенко). В конце августа — начале сентября приложение появилось в App Store. В первые несколько месяцев количество скачиваний нельзя было назвать феноменальным: аудитория Prequel ежедневно пополнялась всего на несколько тысяч человек. Для сравнения: у их конкурента PicsArt тогда было по 100 млн активных пользователей в месяц.

«Мы изначально понимали, что выходить на этот рынок — большой риск, — признается Тимур Хабиров. — Одно дело, когда ты делаешь сложную технологию и у тебя есть время встать на ноги, пока ее не скопировали. А другое — когда ты делаешь фоторедактор с фильтрами и эффектами, которые можно быстро скопировать, а о тебе так никто и не узнает». Партнеры почти отчаялись: слабый рост числа скачиваний говорил о том, что этот риск был не оправдан. Но в декабре 2018 года их ободрил первый скачок аудитории, который произошел благодаря рекламе в соцсетях. Затем российский App Store поставил Prequel в рубрику «Приложение дня». Установки программы выросли до 10 тыс. в день, а месячная выручка от продажи доступа к расширенным функциям (больше фильтров, а также возможность уменьшить или увеличить нос, губы, глаза и др.) достигла $50–70 тыс. Основной приток пользователей давала Россия. «Мы очень хотели привлекать больше западной аудитории, но у нас пока не получалось», — вспоминает Хабиров.

Prequel в цифрах

$500 тыс. — месячная выручка

80% расходов — реклама

20–25 сотрудников

40% функций — платные

$4,99 в неделю — плата за подписку

Маска для инфлюенсера

Хабиров и Алисеенко постоянно дорабатывали Prequel. Для этого они увеличили штат сотрудников до 20 человек и открыли два офиса — в Москве и Калининграде. «Держать команду в России дешевле, чем в Америке. К тому же я часто летал домой», — объясняет Хабиров. Партнеры обновили движок приложения: к февралю 2019 года в нем появилось больше эффектов и фильтров. С его помощью можно было, например, оформить изображение в ретро-стиле. «Еще мы придумали сделать фильтр со звездами в диско-стиле, как на старых плакатах группы ABBA, — рассказывает Хабиров. — До нас такую возможность уже добавило приложение KiraKira, но в нем нельзя было объединить звезды с фильтрами. Мы решили эту проблему».

Когда Prequel использовала для обработки своих фотографий поп-группа BTS, приложение вошло в моду среди ее американских фанатов. Несколько дней Хабиров и Алисеенко получали по 15 тыс. установок в день. Затем волна перекинулась на саму Корею, Китай и другие страны: ежедневное число скачиваний достигло 20 тыс. Пользователи узнавали о Prequel в комментариях к фотографиям участников поп-группы. «Мы отслеживали их вопросы о том, какие фильтры использованы на фото, и отвечали им: «Это мы!» — говорит Хабиров. Кроме того, Prequel запустил рекламу в Facebook, Instagram и YouTube. На нее предприниматели тратили 80% выручки.

Реклама принесла свои плоды. «О нас каким-то образом узнала Ариана Гранде», — вспоминает Хабиров. С марта-апреля 2019 года американская актриса и певица стала регулярно использовать фильтр Disco для обработки своих фотографий в Instagram (у Гранде 157 млн подписчиков). Ежемесячная выручка Prequel выросла до $150 тыс.

За Гранде свои фото и видео стали обрабатывать через Prequel Селена Гомес, Рианна, Эмили Ратаковски, Камила Коэльо, модели Victoria Secret и многочисленные блогеры. Для обработки видео для Stories в Instagram приложение использовал и бренд Gucci. «Люди со средней аудиторией — до 1 млн человек — рассказывали о нас сами в постах или Stories (фото и десятисекундных видео. — РБК), посвященных приложениям, которые они используют для обработки, — рассказывает Хабиров. — А у звезд и блогеров-миллионников, и брендов мы рекламировались в комментариях самостоятельно, отвечая на вопросы их подписчиков».

К лету благодаря активному маркетингу совокупная аудитория Prequel достигла 4 млн, а ежемесячная выручка — $500 тыс. Компания работает с прибылью, которую полностью вкладывает в маркетинг. Приложение даже выходило на первое место в сегменте «Фото и видео» российского App Store и на пятнадцатое — в американском. Наибольшим спросом пользуются ретро-фильтры. «Возможности их использования в том числе для обработки видео — как раз наша отличительная черта, — говорит Хабиров. — Сегодня, в эпоху Stories в Instagram, очень мало игроков, которые бы давали такую возможность».

60% функций Prequel предоставляется бесплатно. Плата за доступ к расширенным функциям составляет около $5 в неделю. За эти деньги пользователь получает самые красивые эффекты: например, если многие из бесплатных фильтров выдержаны в холодных цветах, то за плату доступны и теплые, праздничные краски.

Тимур Хабиров считает, что аудитория 4 млн лишь начало пути. К концу лета он планирует запустить версию Prequel для Android. Это, по его мнению, поможет за несколько месяцев нарастить аудиторию больше чем вдвое и выйти на ежемесячную выручку $1 млн. По словам предпринимателя, сейчас партнеры ведут переговоры с венчурным фондом Accel Partners, который на ранних стадиях инвестировал в Spotify, Facebook, Slack и другие миллиардные компании. «Мы находимся в сфере очень быстрого бизнеса. А также хотим дальше развивать продукт в сторону запуска собственной соцсети. Instagram уже всем надоедает: за несколько лет там не появилось почти ничего нового. Он как Blackberry накануне эпохи смартфонов, а вот мы как раз хотим запустить свой iPhone», — делится планами предприниматель.

Взгляд со стороны

«Prequel со временем заменит все самые популярные приложения»

Денис Ханин, блогер и директор сервиса доставки еды Easy Meal

«Я считаю, что Prequel со временем заменит все самые популярные приложения для обработки фото. Здесь есть все, что необходимо для красивой картинки. Для меня самый большой плюс программы — в том, что можно наложить музыку на видео, а live-фото превратить в видео для Stories или публикации с возможностью их обработки. Уверен, те, кто пользуется Facetune, узнав про приложение Prequel, будут прыгать от радости, так как в нем есть возможность редактирования внешности на видео».

«Молодежь все чаще старается не обрабатывать фотографии»

Михаил Карпушин, директор по маркетингу и продукту GetBlogger

«Prequel активно развивается. Есть ряд причин, почему приложение стало популярным. Во-первых, ему очень сильно помогает платное продвижение в таргетированной рекламе Facebook: у компании как минимум 70–80 объявлений, которые крутятся прямо сейчас в сотнях стран — от Сомали до США, России и Великобритании. Кроме того, я не исключаю, что публикации у звезд и топовых блогеров — это нативные интеграции. Вторая причина быстрого роста популярности Prequel — это то, что оно «зафичерилось» (попало в топ приложений. — РБК) в App Store. В разных странах Prequel появилось на первой странице онлайн-стора порядка 25 раз. Самостоятельные действия App Store по размещению приложений на первую страницу вместе с платным продвижением дают существенный рост по установкам. Еще одним фактором растущей популярности приложения можно назвать мгновенную обработку фотографий. За счет этого в свое время набрал свою популярность Snapchat.

Если Prequel сможет создавать контент на постоянной основе, и он будет находить высокий отклик у пользователей, они будут развиваться дальше. Маски с эффектами, фильтры и стили набирают вирусную популярность, как и вся сильная обработка фотографий, так как она скрывает все естественные дефекты лица — родинки, морщинки, веснушки. С другой стороны, если говорить о трендах, молодежь все чаще старается, наоборот, не обрабатывать фотографии. Глянцевость — тренд поколения Y. А вот поколение Z хочет быть естественным».
 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *