Уголовное дело шамана Габышева — столкновение двух культур

Как стало известно «Вестям Якутии», адвокаты шамана-воина  Александра Габышева обратились с апелляционными жалобами на решение Якутского городского суда  от 18 октября 2019 года. Напомним, адвокат Ольга Тимофеева обратилась в Якутский городской суд с жалобой на постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Александра Габышева по ч.1. ст. 280 УК РФ «Экстремизм». По ее мнению, действие (записанные на видео высказывания Габышева) произошло на территории Амурской области, а уголовное дело было возбуждено в УФСБ по Якутии, что нарушает принцип территориальности. Городской суд отказался удовлетворять жалобу адвоката Александра Габышева.

Второй адвокат Габышева Федор Винокуров дополнил жалобу Тимофеевой тем, что в основу постановления о возбуждении уголовного дела была принята психолого-лингвистическая экспертиза, проведенная в Информационном центре при Главе Якутии. По мнению Винокурова, эксперт указывает, что Александр Габышев в своих видеообращениях заявляет, что он является шаманом, при этом эксперт подчеркивает, что это говорит о психологически измененном состоянии Габышева. Адвокат Винокуров уточняет, что измененное состояние присуще не только людям, находящимся в психологическом расстройстве, но и людям искусства, политикам  и практикам оккультных учений, к коим можно отнести и шаманов.

При этом эксперт, говоря о Александре Габышеве, как о человеке, находящемся  в образе шамана, в итоге экспертизы говорит о нем как о конкретном лице — гражданине Габышеве А.П.

Таким образом получается, что эксперт предлагает подвести к уголовной ответственности, к примеру, актера исполняющего роль Отелло или Раскольникова из «Преступления и наказания».

На самом деле это не последнее противоречие в деле шамана-воина Габышева. Две психиатрические экспертизы тоже указали на то, что Габышев находится в измененном состоянии. При этом, существует и другое мнение, которое медицинские эксперты не хотят слышать и видеть.

Так известный немецкий психолог и этнолог Кальвайт Хольгер, в своем труде «Когда безумие благословенно: Послание шаманизма»  утверждает, что «концепция духовного кризиса, которая проводит различие между кризисом трансформации и психическими расстройствами, подкрепляется независимыми свидетельствами из самых различных областей. Особое значение имеют данные, относящиеся к шаманским традициям, описание которых можно найти в исторической и антропологической литературе. Шаманизм – старейшая в мире религия и самое древнее целительское искусство человечества; его корни уходят, вероятно, на десятки тысяч лет назад – в эпоху палеолита».

Карьера многих шаманов начинается с драматического эпизода измененного состояния сознания (инициация), который западная ортодоксальная психиатрия квалифицировала бы как серьезное психическое заболевание. Он включает в себя визионерские переживания спуска в подземный мир, нападения демонов и нечеловеческих мук и испытаний, за которыми следуют умирание, новое рождение и восхождение в небесные сферы. В течение этого времени будущий шаман может испытывать широкий спектр крайних эмоций и вести себя самым необычным образом.

С точки зрения западных медицинских стандартов эти симптомы предполагают серьезное психическое расстройство. Тем не менее, если этот кризис успешно преодолен и завершен, его результатом оказываются личное исцеление, более эффективное функционирование в обществе и обретение шаманских способностей. Тогда племя принимает такого индивида в качестве чрезвычайно важного и полезного члена сообщества. Однако важно подчеркнуть, что странные переживания сами по себе недостаточны для того, чтобы человек считался шаманом. Чтобы быть шаманом, необходимо успешно завершить кризис и вернуться к полноценному функционированию в повседневной жизни. В шаманских культурах проводится четкое различие между теми людьми, которые являются шаманами, и теми, кто больны или безумны.

После завершения кризиса посвящения шаман, как правило, способен входить в неординарные состояния сознания и выходить из них по собственной воле. Шаман делает это регулярно для исцеления других людей, обретения более глубокого постижения реальности и получения художественного вдохновения. Подобно самому шаманскому кризису, эти состояния имеют многие черты, которые западная психиатрия склонна считать патологическими. Вдобавок многие шаманы обладают средствами и умением вызывать сходные состояния у своих клиентов и таким образом способны достигать драматического исцеления различных эмоциональных и психосоматических нарушений.

Эти наблюдения предполагают, что теоретическое понимание психотических состояний и практические подходы к ним, существующие в настоящее время в западной психиатрии, нуждаются в серьезном пересмотре и переоценке.

Таким образом, практикующий западный психолог Хольгер Кальвайт доказывает, что сегодня неприемлемо рассматривать шаманов с точки зрения медицинских стандартов. Да, их поведение в определенные периоды похоже на серьезное психическое заболевание, но после завершения кризиса посвящения шаман, как правило, способен входить в неординарные состояния сознания и выходить из них по собственной воле. Собственно о чем и говорит шаман-воин Александр Габышев.

Всё это говорит о том, что на его примере столкнулись две культуры — западная и языческая. И это столкновение современная западная культура пытается разрешить путями уголовного преследования или принудительного лечения в психиатрической больнице. Понятно, что оба пути иррациональны и ведут к еще более глубокому межкультурному кризису, который нынешнее государство не в состоянии разрешить.

При этом адвокат Федор Винокуров утверждает, что это явление шаманизма требует рассмотрения со всех сторон: гуманитарных, культурных, исторических и, уже после, при необходимости психитатрических и правовых.