Фото пресс-службы АК "Якутия"

Мы умрем, когда отремонтируют аэродром Якутска — пилот АК «Якутия»

Опытный пилот считает, что авиакомпания «Якутия» уверенно летит в никуда. За год правления нового менеджмента она отказалась от нескольких типов самолетов, которые возили ей деньги. Росавиация в ужасе от того, как летает «Якутия», а летчики массово увольняются, сообщает ТайгаПост. По мнению летчика, правительство республики не знает и 5 процентов правды о том, что происходит.

Собеседник издания — действующий пилот авиакомпании «Якутия». Поэтому на откровенный разговор он согласился на условиях анонимности. Не то, чтобы летчик очень держался за свою нынешнюю работу — подумывает сменить компанию по примеру многих своих коллег. Но все же пока не готов публично высказать руководству все, что о нем думает. Говорит, что внутри коллектива генеральному директору Владимиру Горбунову (вступил в должность в октябре 2018-го) не раз указывали на его системные ошибки. Но тот, обложившись своими привезенными в республику заместителями, слышать ничего не хочет. Авиакомпания «Якутия» оказалась в петле, которая вполне может стать для нее мертвой, считает собеседник ТайгаПост.

— Авиакомпания живет, пока зарабатывает деньги. Горбунов мыслит категориями лоукостеров (до АК «Якутия» Владимир Горбунов возглавлял или входил в руководство нескольких бюджетных авиакомпаний — прим.ред.). Он не понимает специфику АК «Якутия», специфику региона, где мы базируемся. После увольнения из «Победы» Горбунов два года был без работы. Без работы столько же сидели его первый зам Токарев и заместитель по экономике и финансам Федоровский. Такого в Москве вообще быть не может с топ-менеджерами подобного класса. Значит, все хорошо понимали, что это за специалисты, за плечами которых несколько развалившихся авиакомпаний. И всю эту команду берут в АК «Якутия»… Мы опасаемся, что наши дни тоже сочтены.

Сейчас у нас полная стагнация. Все предыдущие руководители пытались восстановить авиакомпанию, формировать ресурсы. У нас был большой парк авиационной техники, магистральные самолеты, включая грузовые перевозки. До Горбунова АК «Якутия» занимала восьмое место в рейтинге российских авиакомпаний. Теперь мы где-то за 20.

Как только он пришел в «Якутию», сразу отказался от грузовых самолетов и больших пассажирских типа «Боинг-757», которых у нас было пять. Это резко ударило как по рейтингу авиакомпании, так и по ее финансовому состоянию. У нас сейчас из «Боингов» только 737-е, которые находятся в ужасающем состоянии. Мы видим, что за год, когда Горбунов стал генеральным директором, состояние парка многократно ухудшилось.

— Почему «Якутия» отказалась от грузовых самолетов и «Боингов-757»?

— Это политика нового руководства авиакомпании. 757-е — очень экономичные самолеты. И их лизинг по сравнению с другими очень низкий. Лизинг «Боинга-757» — 220-230 тысяч долларов в месяц. Те же маленькие 737-е тоже обходятся в 220-250 тысяч долларов в зависимости от года выпуска. Но 757-й рассчитан на большие расстояния, везет 220 человек — ноги вытянуты, люди отдыхают. А провозная ёмкость 737-го — 140-168 посадочных мест. Да, он меньше расходует топлива, но если разложить экономику по коэффициентам, то 737-е убыточные в сравнении с 757-м.

Для «Боинга-737» очень критичны перелеты в 6-7 часов, как от Якутска до Москвы. Самолет приходит во Внуково с минимальным запасом топлива. А это стратегический аэропорт, откуда летают Путин и Медведев. Поэтому его часто закрывают минут на 20-30, самолеты кружатся в зоне ожидания — дополнительный расход топлива.

737-й — хороший самолет своего типа. Но мы должны использовать и другие. Росавиация постоянно задает вопросы: почему АК «Якутия» не берет большие самолеты? Им это очень странно. Ответ: не знаем. Предлагали Горбунову: давайте возьмем «Боинг-767», чтобы войти в чартерную программу. Он отвечал: «Я не знаю эти самолеты. Это очень сложно» и т. д. В результате, оставшись без самолетов, которые зарабатывали, возили нам деньги, мы заканчиваем этот год с огромными убытками.

Когда уходят командиры

— И до Горбунова АК «Якутия» постоянно получала деньги из бюджета республики. Что, собственно, изменилось?

— Получала. Но сегодня все куда хуже. При Ольге Николаевне (Федорова — предыдущий гендиректор АК «Якутия» — прим ред.) мы начали выруливать, увидели какую-то перспективу. Правда, ее подкосили навязанные «Суперджеты», но это отдельный вопрос. А при Горбунове — всё, полная безнадёга. С начала года мы привезли 2,6 миллиардов рублей убытка. И никакого просвета.

— Откуда такая цифра? Нам не удалось найти в открытых источниках какие-либо данные о текущем финансовом состоянии авиакомпании.

— Это материалы внутреннего аудита. Думаю, что на самом деле все еще хуже. Это все понимают, и люди уходят. За год, что Горбунов руководит, уволились человек семь только командиров экипажей «Боингов» и столько же «Суперджетов»! Многие проработали в «Якутии» по пять-десять лет и ушли не потому, что им здесь не нравилось. Просто нет работы, нет заработка, нет перспективы.

Авиакомпания несет огромные убытки по переучиванию пилотов. Обучить на «Боинг» стоит 1,5 млн рублей, на «Суперджет» — 2,5 млн. Мы готовим пилотов, тратим огромные деньги, зачастую в валюте, а они потом уходят в другие авиакомпании. И опять мы тратим деньги.

— Где выход?

— В Москве есть туристический «пирог», который делится между авиакомпаниями, присутствующими в этом регионе. Кусок пирога зависит от количества и типа самолетов, которые ты можешь предоставить. Они возят «живые» деньги. Летняя программа начинается в марте и заканчивается в октябре, все авиакомпании ее ждут. Они зарабатывают на этом, а не живут за счет дотаций.

Мы, получается, лето практически не используем, не имеем провозных ёмкостей для чартеров. 737-е им не интересны — берут слишком мало пассажиров. Мы не конкуренты тем же «Аэробусу-330», где 350 кресел, или «Боингу-767» — 330 мест, 747-му — 450 пассажиров. Мы, грубо говоря, на подхвате, если другие авиакомпании не могут закрыть чартерные направления. Нам нужны хотя бы два-три больших самолета типа Боинг-767, 300. Это будет выгодно и при полетах Якутск-Москва и на чартерных линиях.

У нас нет коммерческой службы, которая бы искала рынки. Предлагали Горбунову нанять хорошего авиационного брокера. Да, ему надо будет много платить, таких специалистов в Москве три-четыре человека. Но они дают нагрузку авиакомпаниям, дают заработок. Горбунов не захотел.

— Большие самолеты, наверное, действительно выгоднее, но сейчас в аэропорту Якутска идет реконструкция взлетно-посадочной полосы. На время ремонта она сокращена. Нас убеждают, что только 737-е и то определенной модификации теперь способны садиться и взлетать в Якутске.

— Посадочная дистанция у «Боинга-757» гораздо меньше, чем у 737-го. Так что они вполне могут летать в Якутске. Есть альтернатива большим «Боингам» — «аэробусы». Горбунов 12 лет был представителем «Airbus» в России и тяготеет к этим самолетам. Но их лизинг в два раза дороже, чем у «Боинга», и мы в нынешней ситуации «аэробусы» не потянем. Хотя все может быть — он ведь человек «Airbus”.

В конце ноября Росавиация провела плановую проверку нашей авиакомпании. Руководитель Росавиации Нерадько остался очень недоволен техническим состоянием летного парка — оценка очень негативная. Нерадько в кулуарах говорит, что не думал, что Горбунов за год доведет авиакомпанию до такого. Теперь, значит, будет неплавновая проверка нашей авиакомпании, требование устранить замечания. А денег нет, мы их не зарабатываем. Значит, опять пойдем в правительство республики за дотациями. Если не дадут, нас закроют. У нас в авиакомпании неправильно расставлены приоритеты, поэтому нет бизнеса. Все понимают, что Горбунов ненадолго в «Якутии» — это его промежуточный вариант. И очень может быть, что свой шлейф уничтожителя авиакомпаний он подкрепит еще одной сбитой «звездочкой».

— По нашим данным, Владимир Горбунов, его заместитель с баснословными льготами Федоровский и жена Горбунова (в прошлом стюардесса, в АК «Якутия» не работает) получили приглашение в Англию от United Insurance Brokers Limited. Это известная международная перестраховочная компания, работающая в том числе в области авиации. Поездка планируется за счет АК «Якутия». Вам что-нибудь известно об этом?

— Уверен, что это приглашение не связано с нашей авиакомпанией. Горбунов и сам понимает, что здесь ненадолго, и ищет работу. За собой опять тащит Федоровского, к которому в коллективе очень негативное отношение. У них вообще не сложились отношения со многими опытными сотрудниками. Уходят не только пилоты, даже инструкторы полетов — штучные специалисты. У нас нет работы: пилоты летают по 40 часов в месяц, хотя должны по 80-90. Из-за этого у нас в крайний раз из московского подразделения уволились сразу несколько пилотов. Если даже летом появится объем работы, некому будет летать.

Самолеты простаивают. Те же «Боинги» летают раза в два меньше, чем им положено. Причина: техническое состояние парка, катастрофическая нехватка запчастей. В итоге вроде бы самолеты есть, но по факту резерв отсутствует. Каждый, даже незначительный сбой в графике приводит к серьезным задержкам рейсов.

— Недавно мы разговаривали с одним высокопоставленным чиновником из правительства Якутии, который сказал, что Горбунову досталась плохая команда. В самом деле, именно же Горбунов вернул АК «Якутия» лицензию на выполнение международных полетов, приостановленную Росавиацией осенью 2018 года. Может быть, вы несколько предвзято относитесь к нынешнему генеральному директору?

— Горбунов в вопросе возвращения на МВЛ (международные воздушные линии — прим.ред.) никакой роли не играл. К Нерадько лично ездил глава республики Айсен Николаев, были подключены другие большие люди. Нерадько не хотел нам возвращать МВЛ, но было принято политическое решение. Горбунов в данном случае лишь исполнитель. И как мы воспользовались возможностью? Все авиакомпании бьются за Китай, у нас там тоже 100-процентная загрузка. Но Горбунов почему-то это направление не развивает.

Что остается Солодову (Владимир Солодов — председатель правительства РС (Я) — прим.ред.) и Колодезникову (Алексей Колодезников — зампредседателя правительства РС (Я), председатель Совета директоров АК «Якутия» — прим.ред.) кроме как поддерживать Горбунова? Это они его год назад привезли в Якутию, а теперь как они объяснят главе республики, что авиакомпания не справляется? Горбунов уже год является генеральным директором, он привез свою команду. За год можно показать результат, у нас же становится только хуже. Горбунову удобно прикрываться плохим наследием, но ведь вечно так продолжаться не может. В понедельник в Росавиации было совещание, и Нерадько сказал, что это не тот человек, который может руководить авиакомпанией «Якутия».

Я уверен, что в правительстве Якутии не имеют и 5% информации о том, что реально происходит в авиакомпании. Нужно судить по финансовому состоянию, смотреть, почему уходят пилоты — там много факторов, на которые нужно обращать внимание. Горбунов — мастер презентовать себя, а потом за ним остаются руины. Если Нерадько приостановит лицензию АК «Якутия», ее больше не восстановят. Год назад нам уже было последнее «китайское» предупреждение, когда приостановили полеты за границу. Не дай бог, нас в каком-нибудь международном аэропорту проверит инспекция (есть служба, которая может провести внеплановую проверку любого борта и наложить запрет на вылеты) — это будет лакмусовая бумажка для Нерадько, и он нас закроет.

— Сколько есть времени, чтобы исправить ситуацию?

— (задумался) Не знаю, честно говоря. Год назад мы надеялись, что Горбунов выправит ситуацию, но стало еще хуже. Теперь у нас в него никто не верит. Он не разговаривает с людьми. В московском офисе авиакомпании за год был раз, видимо, случайно зашел. Он наполовину сократил московское подразделение, убрал службы, которые решали важные, в том числе летные задачи. У нас все минимизировали донельзя. В результате приходят специалисты очень низкой квалификации, на выходе — соответствующий результат.

Прежде всего нужно менять флот, с нынешним мы умрем. Когда Федорова была генеральным директором, она хотела брать «Боинг-767», велись переговоры по другим типам самолетов — Горбунов все зарезал. Он очень узкий специалист. Это сейчас Горбунов начинает говорить, что 757-е нужно было оставить.

— Значит, меняется мышление, надежда есть?

— Мышление меняется, но он ничего не делает. Он как Айсман из «17 мгновений весны» — слушает, а потом выдает чужие мысли за свои. Но по факту действий нет. А когда года через два отремонтируют полосу в аэропорту Якутска, мы умрем в тот же день. Туда прилетит «Аэрофлот» на «Боинге-777» на 350 пассажиров, выставит демпинговые цены, как они обычно делают, мы не сможем конкурировать, на нас сразу можно будет поставить крест.

Источник: ТайгаПост