Спустя 60 лет. Что на самом деле случилось на перевале Дятлова?

Так как тема гибели тургруппы на перевале Дятлова остаётся актуальной, в редакцию «Life 14» поступают версии о случившемся.

О трагической гибели 2 февраля 1959 года девятерых студентов-туристов Уральского политехнического института  (УПИ) на северном Урале слышали многие в России,  в СССР и далеко за рубежом.

В СМИ за истекшее время на эту тему было опубликовано множество статей, на телевидении было много репортажей и обсуждений.  В США в Голливуде на студии XXвек в 2013 г. даже сняли художественный фильм.

На снимке студенты погибшей группы туристов (слева направо) нижний ряд: Слободин Р.С. , Колмогорова З.А., И.А. Дятлов И.А., Дубинина Л.А. Дорошенко Ю.А.
Верхний ряд: Тибо-Бриньоль Н.В., Колеватов А.С,Кривонищенко Г.А., Золотарев А.И.

Событие привлекло широкое внимание общественности из-за того, что проведенное в 1959 году следствие Свердловской прокуратурой на дало внятного ответа о причинах смерти молодых людей.

В постановлении о прекращение уголовного дела прокурором Л.Н. Ивановым дословно было сказано следующее: «Учитывая отсутствие на трупах наружных телесных повреждений и признаков борьбы, наличие всех ценностей группы, а также принимая во внимание заключение судебно-медицинской экспертизы о причинах смерти туристов, следует считать, что причиной гибели туристов явилась стихийная сила, преодолеть которую туристы были не в состоянии.

Неопределенность заключения следствия о «стихийной силе» породила много вымысла, мистики  и страхов. Было выдвинуто много различных версий от нападения  НЛО, снежного человека и до американских шпионов. Со временем в разных источниках СМИ появилась дополнительная информация, которая не была приобщена к уголовному делу, а потому и не было названо настоящих причин.

Осталось только дополнить недостающие «звенья в цепи» взаимосвязанных событий, чтобы рассказать о произошедшей трагедии…

Оставим детали, которые уже рассказаны и выделим главное, что было упущено.

Итак, группа студентов УПИ в количестве десяти человек (один в дороге заболел и вернулся назад) 26 января 1959 г. выехала из г. Ивдель Свердловской области. Миновав поселки Вижай и Северный, далее они отправилась своим ходом на лыжах в двухнедельный переход на гору Отортен  (1234 м.) на северном Урале. Свой маршрут туристы проложили  по санно-оленьей тропе охотников местной северной народности манси.

В пути некоторые студенты вели свои дневники. Интересны их наблюдения.

Запись из дневника руководителя группы, студента пятого курса Игоря Дятлова:

28.01.59 г.…Наговорившись, вдвоем вползаем в палатку. Подвешенная печка пышет жаром и разделяет палатку на два отсека.

30.01.59 г. «Сегодня третья холодная ночевка на берегу р. Ауспии. Начинаем втягиваться. Печка – великое дело. Некоторые (Тибо и Кривонищенко) думают сконструировать паровое отопление в палатке.Полог – подвешенные простыни вполне оправдывают. Погода: температура утром — 17° С, днем — 13° С, вечером — 26° С.

Оленья тропа кончилась, началась торная тропа, потом и она кончилась. Шли целиной очень трудно, снег до 120 см глубиной. Лес постепенно редеет, чувствуется высота, пошли березки и сосенки карликовые и уродливые. По реке идти невозможно — не замерзла, а под снегом вода и наледь, тут же на лыжне, идем опять берегом. День клонится к вечеру, надо искать место для бивака. Вот и остановка на ночлег. Ветер сильный западный, сбивает снег с кедра и сосен, создавая впечатление снегопада».

31.01.59 г. «Мы вышли на границу леса. Ветер западный, теплый пронзительный, скорость ветра подобна скорости воздуха при подъеме самолета. Наст, голые места. Об устройстве лобаза даже думать не приходиться. Около 4-х часов. Нужно выбирать ночлег. Спускаемся на юг — в долину р. Ауспии. Это видимо самое снегопадное место. Ветер небольшой по снегу 1,2-2 м толщиной. Усталые, измученные, принялись за устройство ночлега. Дров мало. Хилые сырые ели. Костер разводили на бревнах, неохота рыть яму. Ужинаем прямо в палатке. Тепло. Трудно представить подобный уют где-то на хребте, при пронзительном вое ветра, сотне километров от населенных пунктов.

Сегодня была удивительно хорошая ночевка, тепло и сухо, несмотря на низкую температуру (- 18° -24°). Идти сегодня особенно тяжело. Следа не видно, часто сбиваемся с него или идем ощупью. Таким образом, проходим 1,5-2 км в час.

Нахожусь в прекрасном возрасте: дурь уже выветрилась, а до маразма еще далеко…  Дятлов.

1 февраля 1959 г. около 17 часов вечера студенты в последний раз установили свою палатку на пологом склоне горы Холатчахль (1079 м.) ниже 300 метров от её вершины.

1.02.59 г.Боевой листок №1 «Вечерний Отортен» — написан студентами перед сном:  «Можно ли одной печкой и одним одеялом обогреть девять туристов? Команда радиотехников в составе тов. Дорошенко и Колмогоровой установили новый мировой рекорд в соревнованиях по сборке печки – 1 час 02 мин. 27,4 сек.

Уклон горы Холатчахль 25-30 градусов. Устанавливая палатку, ребята не предполагали схода лавины с вершины. Холм был не настолько крутой да и наст к началу февраля был крепкий, что держал человека без лыж.

В записях из дневника выделено, что у них была разборная печка, и они её топили в палатке. От печи было очень жарко!

Когда палатку закопали глубоко в снег на склоне горы под «карниз из наста» и протопили печь, то оплавили снег вокруг себя. На морозе расплавленный снег замерз, превратившись в твердую кромку льда, которая впоследствии сыграла свою роль.

Поужинав в тепле, поставили протопленную печь в угол палатки, оставив в ней сохнуть на другой день одно полено на растопку (на лучину), сняв обувь и теплую верхнюю одежду, ребята легли спать.

Но через считанные часы произошло то, что скоро определило их судьбу…

Немножко отойдем от темы.

В 1957 году в Архангельской области, как раз на широте северного Урала был открыт (в то время секретный) Плесецкий космодром. В феврале 1959 года он (по своим задачам) был переименован в 3-й Учебный артиллерийский полигон.

Отработанные ступени баллистических ракет с остатками жидкого топлива падали, сгорая над безлюдными районами северного Урала. Примерно, как раз в том районе, куда и направились в свой последний поход студенты. Поэтому многие жители окрестных мест нередко замечали в ночном небе горящие огни (шары).

Падающую, горящую ступень ракеты над склоном горы, где заночевали студенты сфотографировал инструктор группы Александр Золотарев. Будучи в палатке он сквозь матерчатые стенки увидел снаружи яркий свет. Быстро взял фотоаппарат и не одеваясь выскочил наружу, чтобы сфотографировать происходящее. — Это и был его последний снимок.

Свидетелями события были и многие другие люди, находящиеся в это время далеко от этого места, которые рассказывали об этом на следствии.

Поздним вечером  1 февраля недалеко над горой Холатчахль в воздухе произошла вспышка, а потом и мощный взрыв. Горящую, падающую «звезду» в небе и звук мощного взрыва люди слышали, находясь за многие километры от них.

Взорвалась ли это ступень ракеты с оставшимся в ней не полностью сгоревшим топливом или то была ракета, отклонившаяся от заданной полетной траектории, которую автоматически подорвали, или же падающая ракета (ступень) была сбита другой ракетой, как учебная мишень – уже не имеет значения, что конкретно было источником взрыва.

От взрывной волны снег на склоне горы содрогнулся и местами сдвинулся вниз.

Поверху снега был тяжелый слой снежного наста .

Наст толстый и твердый скорее напоминает не доску, а ледяной, многослойный тяжелый «фанерный лист». Прочный настолько, что люди бежали по снегу без обуви, не проваливаясь.

Ребята в палатке, сняв верхнюю одежду и обувь, легли спать головами к вершине горы. Накануне вечером жар от печи растопил края снега вокруг палатки, превратив его в твердый лед, который со стороны горы навис над ними, как «ледяной карниз».

После взрыва этот лёд, придавленный сверху тяжелым грузом наста и снега и с усилием от взрывной волны, упал на палатку и на головы спящих в ней людей.

Впоследствии судебно-медицинская экспертиза установила у двоих сломанные ребра и ещё у двоих трещины (длинной 6 см) на черепе.

Одна из стоек палатки была сломана. Если же сломалась стойка, то усилия вполне хватило и на то, чтобы тяжестью снега и твердой кромкой льда — сломать кости у ничего не ожидавших, расслаблено лежащих людей.

Студенты в полной темноте палатки, разбуженные звуком близкого взрыва, конечно же, не могли оценить реальную возникшую опасность.

Упавший на них лед и наст со снегом они посчитали за сход лавины.

Находясь в шоковом состоянии после обвала, под страхом быть заживо погребенными под снегом, они в панике мгновенно разрезали палатку изнутри и, будучи без обуви (в одних носках), и без теплой верхней одежды выскочили наружу, бросившись бежать от снежной лавины вниз по склону горы.

Никакая другая опасность не заставила бы ребят поступить таким образом.Напротив, от любой другой внешней угрозы они бы спрятались в палатке.

Спустившись бегом на 1,5 км вниз к лесу, ребята только там смогли трезво оценить обстановку и реальную угрозу смерти – от переохлаждения.

Жить им без обуви и верхней одежды на морозе и на ветру оставалось 1-3 часа.

Как установила посмертная экспертиза смерть наступила через 6-8 часов после последнего приема пищи. Если ужин у них закончился в 19-20 часов, то замерзли ребята между 2 — 4 часами ночи (ранним утром) 2 февраля.

Температура воздуха ранним утром 2 февраля была около – 28° С.

Студенты на ветру долго не могли развести костер, вблизи кострища валялось много потухших спичек. А когда разожгли под кедром костер, то попытались поначалу согреться. Но быстро поняли, что без верхней одежды и обуви на ветру и на морозе даже и будучи у костра не согреться. Разобравшись, что схода лавины нети ничего кроме холода им не угрожает, трое побежали назад в гору к палатке за теплыми вещами и обувью, но сил у них уже на это не хватило. По дороге в гору от ледяного ветра и смертельного переохлаждения все трое упали и там же замерзли.

Впоследствии двоих нашли замерзшими под кедром у потухшего костра. Ещё четверо (трое из них с переломами полученными ранее в палатке или посмертные от замерзания) — попытались дождаться ушедших за одеждой, спрятавшись от холодного ветра в овраге. Они также замерзли.  Овраг этот потом метель занесла снегом, и ребят нашли позже всех других лишь 4 мая 1959 г.

На одежде у людей, засыпанных снегом, была обнаружена и радиация.

В СССР согласно хронологии испытаний термоядерных бомб в период с 30.09.1958 г. по 25.10.1958 г. на полигоне «Сухой нос» острова Новая Земля в Северном Ледовитом океане (по карте напротив уральских гор) в атмосфере было произведено 19 взрывов.

Радиация эта из верхних слоёв атмосферы выпала со снегом на землю зимой 1958-1959 г. (в т. ч. и на территории северного Урала).

Возвращаясь к материалам уголовного дела.

Свидетель Кривонищенко А.К. на следствии показал: «После погребения моего сына 9 марта 1959 года, у меня на квартире были на обеде студенты, участники розысков девяти туристов. Среди них были и те туристы, которые в конце января — начале февраля были в походе на севере, несколько южнее горы Отортен. Таких групп было, по-видимому, не менее двух, по крайней мере участники двух групп рассказывали, что наблюдали 1- го февраля 1959 года вечером поразившее их световое явление к северу от расположения этих групп: чрезвычайно яркое свечение какой-то ракеты или снаряда.

Свечение было постоянно сильным, что одна из групп, будучи уже в палатке и приготавливаясь спать, были встревожены этим свечением, вышла из палатки и наблюдала это явление. Через некоторое время они услыхали звуковой эффект подобный сильному грому издалека.

 Свидетельство следователя Л.Н. Иванова, который заканчивал дело: «… подобный шар видели в ночь гибели ребят, то есть с первого на второе февраля студенты-туристы геофака пединститута».

Вот, например, что заявил на допросе в марте 1959 года отец Людмилы Дубининой, в те годы ответственный работник Свердловского совнархоза: «… слышал разговоры студентов Уральского политеха (УПИ), что бегство раздетых людей из палатки вызвано взрывом и большим излучением…,Свет снаряда 2 февраля около семи часов утра видели в г. Серове.… меня удивляет, почему не были закрыты туристические маршруты из г. Ивделя…

Выдержка из протокола допроса Слободина Владимира Михайловича — отца Рустема Слободина: «От него же (председателя Ивдельского горсовета А. И. Делягина) я впервые услышал о том, что примерно в то время, когда с группой случилась катастрофа некоторыми жителями (местными охотниками) наблюдалось появление в небе какого-то огненного шара. О том, что огненный шар наблюдался другими туристами — студентами говорил мне Е.П. Масленников.

 

Индивидуальные особенности повреждений тел некоторых погибших не изменяют общую картину произошедшего. Повреждения лишь послужили неправильным домыслам.

Например, застывшая пена изо рта у одного, объясняется рвотой, которая была вызвана при вдыхании паров (или угарных остатков от ракетного топлива) рассеянного в воздухе над горой. Тоже от этого и необычно красно-оранжевый цвет кожи, на открытых к солнцу поверхностей трупов. Повреждения на уже мертвом теле (носа, глаз и языка) у других — сделали мыши или хищные птицы.

Назвать настоящую причину гибели студентов в ночь на 2 февраля 1959 г. – от испытания ракет, от взрыва в воздухе, послужившего подвижке наста и снега на горе Холатчахль следствие не осмелилось.

 Следователь Свердловской прокуратуры В. Коротаев, который первый начал вести дело (позже в годы гласности) рассказывал: «… меня приглашает к себе первый секретарь (Свердловского)  горкома партии Проданов и прозрачно намекает: есть, мол, предложение — дело прекратить. Ясно, не его личное, не иначе как указание сверху. По моей просьбе секретарь звонил тогда и Андрею Кириленко (первому секретарю Свердловского обкома партии).И услышал то же самое: дело прекратить!

Буквально через день его взял в свои руки следователь Лев Иванов, который быстренько его и свернул…». – С изложенной выше формулировкой о «непреодолимой стихийной силе».

Данную версию на «Лайф 14» прислал Владимир Гарматюк.